Каждая организация в рыночной экономике работает с целью получения прибыли. Это главная цель и показатель эффективности использования имеющихся ресурсов компанией. Существуют определенные особенности формирования прибыли, а также ее распределения. От правильности, обоснованности этого процесса зависит дальнейшее функционирование компании. Как происходит формирование прибыли предприятия и распределение прибыли, будет рассмотрено далее.
Общее определение
Рассматривая экономическое содержание, формирование и распределение прибыли предприятий, следует вникнуть в суть такого понятия, как финансовый результат. Его определение происходит по установленной методике. Результатом деятельности организации является доход и прибыль от основной, инвестиционной и финансовой деятельности. На его основе происходит оценка эффективности работы предприятия в рассматриваемом периоде. Показатель рассматривается в динамике, что позволяет определить изменения и факторы, которые на это повлияли.
Отправной точкой для расчетов является величина выручки от реализации продукции. Также нужно учитывать доход от сделок вне реализации основной продукции.
Прибыль является результирующим показателем. Она определяется как разница между доходом и затраченными ресурсами. Если результат такого действия положительный, это говорит об эффективном управлении, организации процесса производства на должном уровне. При отрицательном результате вычислений можно сказать, что компания была убыточной в отчетном периоде. В этом случае нужно искать пути для устранения негативных воздействий на деятельность организации.
В ходе изучения экономического содержания, формирования и распределения прибыли предприятий, следует учесть, что при расчете учитывается совокупность средств за продажи по рыночной цене. Но при этом здесь не учитывается акциз и НДС. От полученной суммы отнимается себестоимость. Это и есть затраты, понесенные в ходе производства продукции.
Существует три основных вида прибыли:
- от реализации;
- внереализационная;
- от продажи иных ценностей.
Существует множество факторов, которые влияют на прибыль. Это может быть объем продаж, структура и себестоимость выпуска, рыночная цена на продукцию. Косвенно на этот показатель влияют качество готовых товаров, ситуация в отрасли, инфляция и т. д.
Анализ прибыли
Существуют определенные принципы формирования и распределения прибыли предприятия. В процессе управления производится контроль правильности организации процесса производства, финансовой сферы компании. Оценивается структура финансового результата, определяются факторы, которые повлияли на него. Аналитики определяют размер прибыли от продажи готовой продукции и заготовок, от инвестиционной и финансовой деятельности.
Этот показатель применяется в ходе расчета целого ряда коэффициентов:
- рентабельность;
- изменение чистой прибыли;
- исследование операционных затрат;
- эффективность управления активами;
- обслуживание долговых обязательств;
- ликвидность;
- производительность;
- материалоемкость;
- рыночные показатели;
- прочее.
Анализ процессов формирования и распределения прибыли промышленного предприятия интересен не только управленцам и собственникам компании, но и инвесторам, кредиторам. Поэтому столь важный показатель и структура его формирования определяется с определенной периодичностью.
Прибыль представляет собой стоимость прибавочного товара. В момент воплощения заданной стоимости получается доход. Этот показатель является показателем успешности организации в своей отрасли. Прибыль может быть получена предприятием на разных уровнях. В зависимости от этого она может быть валовой, до налогообложения, от продаж или чистой.
Функции прибыли
Существуют разные виды прибыли предприятия. Формирование, распределение и использование их происходит по определенной методике. Финансовые результаты принимают участие в управлении деятельностью компании. В процессе планирования и выработки стратегии происходит поиск резервов и путей для повышения прибыли. Компания стремится сработать в отчетном периоде не только без убытка, но и получить максимальный доход.
Рассматривая принципы формирования и распределения прибыли предприятия, нужно понимать ее функции:
- Оценочная. Прибыль может быть представлена в абсолютных или относительных показателях. Их анализ позволяет определить, эффективна ли основная, инвестиционная, финансовая деятельность компании, целесообразны ли управленческие решения в текущем периоде, каковы перспективы компании. При этом можно рассмотреть влияние всех факторов на итоговый результат работы предприятия. Оценивается, как были затрачены материальные, трудовые, денежные или иные ресурсы.
- Стимулирующая. Размер прибыли является показательной величиной, которая демонстрирует заинтересованность всех сотрудников в получении требуемого финансового результата. Уровень дохода отражает удовлетворенность работников той деятельностью, которой они заняты. По показателю прибыли можно определить, достаточный ли уровень оплаты труда на производстве, правильно ли построена система мотивации. Именно механизм распределения финансового результата позволяет стимулировать ту или иную сферу развития. Возможно, в сложившихся обстоятельствах нужно поднять зарплату рабочим или вести разработки инновационных технологий. В некоторых случаях целесообразнее обновить основные фонды или выплатить высокие дивиденды акционерам, тем самым повысив стоимость компании на рынке. Прибыль является стимулирующим фактором развития в выбранном направлении.
Анализ процесса формирования, распределения, использования прибыли предприятия крайне важен. Дело в том, что от этого показателя непосредственно зависит рыночная стоимость компании. Это влияет на благосостояние организации, получение конкурентных преимуществ в рамках своей отрасли. При выявлении факторов, негативно воздействующих на размер прибыли, разрабатываются методы их устранения. Поэтому финансовые результаты постоянно анализируют. Эта работа выполняется с определенной периодичностью.
Как рассчитывается прибыль
Механизм формирования и распределения прибыли предприятия оговорен законодательно. Это необходимо, чтобы стандартизировать отображение финансовых результатов компании. Их деятельность становится прозрачнее, проще для понимания и оценки сторонними пользователями информации. Доход представляет собой сумму всех средств, полученных компанией за отчетный период в ходе своей деятельности. Он имеет определенную структуру.
Лучше всего понять принцип расчета чистой прибыли позволяет бухгалтерская отчетность. На предприятии формируется отчет о финансовых результатов, который еще называют формой № 2. Формирование и распределение прибыли предприятия начинается с составления этого документа.
Согласно этой методике, сначала определяется несколько промежуточных значений дохода. Сначала рассчитывается общая сумма выручки от реализации продукции. Для этого учитывают данные проводок, отраженные на бухгалтерских счетах на конец отчетного периода. От полученного результата отнимается себестоимость продукции. Для расчета берут выручку, из которой уже отняли сумму акцизов и НДС. Полученный результат называют валовой прибылью или убытком.
Из полученного результата отнимают коммерческие расходы, а также издержки управленческого характера. Полученный результат называется прибылью (убытком) от продаж.
В ходе расчетов требуется выполнить еще несколько действий. К прибыли от продаж прибавляют доходы, полученные от участия в других компаниях. Это также могут быть проценты к получению, прочие доходы. Дальше отнимаются проценты, которые выплатило предприятие, и прочие расходы. Результат называется прибылью до налогообложения. Из него вычитают сумму соответствующих платежей.
После проведения перечисленных манипуляций получается чистая прибыль предприятия. Это конечный результат деятельности компании в отчетном периоде. После его формирования и расчета происходит процедура распределения. Но это возможно только в том случае, если предприятие получило прибыль, а не убыток.
Источники информации для формирования отчета
Рассматривая принципы формирования и распределения прибыли предприятия, кратко стоит сказать об источниках информации для определения финансового результата. В ходе ведения бухгалтерского учета проводится ряд стандартизированных процедур.
Все данные, которые применяются при формировании отчета, отражены на бухгалтерских счетах. Их обобщают, чтобы рассчитать сумму дохода и прибыли. Информация берется со следующих счетов:
- «Продажи» (счет 90). Здесь отражается информация о сумме доходов и расходов, которые были приведены к единому показателю. Это позволяет определить сумму, полученную на конец отчетного периода в области реализации. Здесь отражена информация о себестоимости продукции, о купленной аппаратуре, материалов и товаров. Также здесь отражены услуги связи, перевозки, участие в уставном капитале других предприятий.
- «Иные затраты и доходы» (счет 91). Здесь отражена информация о прочих доходах и расходах, которые имели место в отчетном периоде.
- «Недостачи, издержки, возникающие от порчи ТМЦ» (счет 94). Это финансовые потери, которые определяются в ходе порчи материальных ценностей. Такие затраты могут возникать как в процессе изготовления продукции, так и при хранении, продаже, транспортировке изделий. Если ущерб был нанесен в результате стихийного бедствия, его отражают на 99 счете. При расчете себестоимости эта сумма не учитывается.
- «Резервы будущих периодов» (счет 96). Это сумма средств, которые были зарезервированы в отчетном периоде, но полностью перенесут свою стоимость на результат только в будущем. Это резервы, которые могут касаться производства или реализации продукции, например, затраты на проведение ремонта или обслуживания техники, выплаты премии, начисление отпускных и прочие подобные расходы.
- «Затраты будущих периодов» (счет 97). Эти издержки произошли в отчетном периоде, но полностью будут отражены только в будущем. Это, например, могут быть затраты на подготовительные работы в ходе основного производства, ремонт оборудования, охрана окружающей среды и прочее.
- «Прибыль будущих периодов» (счет 98). Это сумма всех прибылей, которые получены в отчетном периоде, но окончательно перенесут свою стоимость в будущем.
Формирование отчета
По результатам деятельности компании за год (полгода или квартал) происходит формирование и распределение прибыли предприятия. Статьи доходов и затрат формы 2 отражают всю необходимую информацию, которая применяется в ходе анализа. Заполнение отчета о финансовых результатах производится по установленной методике.
В строку 2110 заносится конечный результат основной деятельности предприятия. Это сумма доходов от реализации готовой продукции.
Управленческие издержки отражены в строке 2220. Это оплата труда руководящего состава. В эту статью включают суммы соответствующих налогов, а также прочие начисления.
Прочие доходы и издержки
В строке 2310 указывается прибыль от участия в деятельности других организаций. Это сумма процентов, дивидендов и иных подобных выплат. Если компания получила в отчетном периоде доходы от прочей инвестиционной деятельности, их отображают в строке 2320 формы № 2.
Иные виды прибыли, не вошедшие в перечисленные выше графы отчета, указываются в строке 2340. Это могут быть уплаченные в пользу предприятия пени, штрафные санкции и прочие подобные доходы. Также это может быть прибыль от продажи имущества, курсовая разница и иные доходы.
Рассматривая модель формирования и распределения прибыли предприятия, стоит отметить и некоторые особенности учета издержек. Так, затраты на уплату процентов отражены в статье 2330. Прочие расходы нужно отражать в статье 2350.
Общий принцип распределения прибыли
Изучая процесс формирования и распределения прибыли предприятия, стоит отметить несколько особенностей. Процедура отображения финансового результата регламентирована на законодательном уровне. Но вот процесс распределения прибыли оговаривается в уставе компании. Эта процедура также регламентируется соответствующими положениями, которые разрабатывают экономические службы.
Прибыль подлежит распределению только после уплаты всех необходимых налогов. Также из этой суммы могут быть отчислены некоторые финансовые санкции. Полученные средства направляются на развитие организации, стимулирование инвестиционной привлекательности и прочие направления производственного и социального развития.
Государство прямо не вмешивается в процессы распределения. Но при помощи предоставления налоговых льгот оно оставляет за собой право финансировать некоторые нужные направления развития из чистой прибыли предприятия. Формирование и распределение прибыли подчиняется нормам законодательства в области формирования резервного капитала.
Дивиденды
Собственники предприятия заинтересованы в получении своей доли от участия в капитале в случае формирования в отчетном периоде чистой прибыли предприятия. Формирование и распределение прибыли имеет определенные нюансы для предприятий разной формы собственности. Так, по результатам деятельности компании собственники могут получить определенное финансовое вознаграждение. Это могут быть дивиденды по акциям, отчисления в соответствии с долевым участием в уставном капитале организации.
Решение о выплате дивидендов принимается на общем собрании. Если собственники владеют простыми акциями, даже при получении чистой нераспределенной прибыли они могут не получать выплаты. Решение принимается путем голосования на собрании акционеров. В некоторых случаях целесообразнее направить всю прибыль на развитие производства, чтобы в будущем получить дивиденды в несколько раз выше, чем в данный момент.
Сумма, выделенная на потребление, распределяется соответственно долевого участия. От того, какие дивиденды выплачивает компания, зависит ее рыночная стоимость. Поэтому к этой процедуре относятся весьма ответственно.
Финансирование деятельности
Развитие производства финансируется за счет чистой прибыли предприятия. Формирование и распределение прибыли является важнейшим фактором стимулирования этого процесса. Из полученной суммы выплачивают дивиденды, а затем из оставшихся средств наполняют соответствующие фонды.
В первую очередь создается резерв. Это сумма, увеличивающая финансовую стабильность компании. Но ее размер не может быть слишком большим, так как капитал должен работать и приносить прибыль. Остальные средства направляют на модернизацию оборудования, обучение персонала, приобретение новых производственных линий и технологий, ведение инновационных разработок и т. д.