Транспортной услугой называется непосредственное взаимодействие перевозчика (поставщика услуги) и потребителя, которым оказывается заказчик, пассажир, иная заинтересованная сторона. Ею выступает и результат внутренней работы перевозчика по удовлетворению потребностей (как настоящих, так и предполагаемых) потребителя.
Соответственно, таковая деятельность представляется на рынке транспортных услуг. В статье мы приведем его определение, характеристику. Рассмотрим, какие автотранспортные предприятия фигурируют на таком рынке, как оценивается их конкурентоспособность, какие маркетинговые методики выступают актуальными.
Определение
Рынок транспортных услуг - область осуществления перевозок груза, пассажиров. Сюда же относится техническое обслуживание, ремонт автотранспорта, вспомогательные и иного рода услуги, прямо или косвенно связанные с перевозками.
Особенности
Особенности рынка транспортных услуг заключены в следующем:
- Отсутствие определенной локации продаж и производства подобных услуг в пространстве и времени.
- Зависимость рынка транспортных услуг и условий его дальнейшего развития от состояния товарного рода рынков. Спад объемов производства продукции, соответственно, ведет за собой и спад объемов доставок - как грузов, багажа, так и пассажиров.
- Объемы перевозки не равны объемам изготовления вещественной продукции, в большинстве случаев даже превышают последние. С чем это связано? Одни и те же партии производимой продукции могут участвовать в повторных перевозках, притом и несколько раз - от изготовителя на оптовые склады, со складов - в точки розничной продажи, из магазинов - к конкретным покупателям.
- Рынок транспортных услуг в России и многих других государствах мира нуждается в государственном регулировании. Связано это с большим экономическим, стратегическим и социальным значением транспорта.
Участники
В структуре рынка транспортных услуг главный участник - это автотранспортное предприятие. Результаты его деятельности, в свою очередь, определяются двумя факторами:
- Внешней среды.
- Внутренней среды.
Познакомимся с ними подробнее.
Внутренние факторы
В логистике транспортных перевозок немаловажной является роль автотранспортных организаций. Внутренними факторами, определяющими их деятельность, является следующее:
- Профессионализм, подготовка, опыт работы кадрового состава.
- Состояние автотехники.
- Внутриорганизационные методы и функции управления.
- Финансовая внутриорганизационная деятельность.
Данные факторы зависимы непосредственно от АТП. Руководство предприятия может оказывать на них определенное воздействие для создания наиболее оптимальных условий функционирования и дальнейшего развития АТП.
Внешние факторы
На мировом рынке транспортных услуг фигурируют различные АТП. Внешние факторы, определяющие деятельность этих предприятий, разделяются на две подсистемы: макроокружение и непосредственное окружение организации. Что в них входит?
Макроокружение состоит из следующего:
- Макроэкономика (механизмы формирования и дальнейшего распределения ресурсов предприятий).
- Законодательная база (она устанавливает ограничения во взаимодействиях АТП с пассажирами, заказчиками).
- Наука.
- Политика.
- Социальная ориентация общества.
Непосредственное окружение АТП представлено следующим:
- Покупатели транспортных и иного рода услуг.
- Спрос на таковые услуги.
- Поставщики продукции.
- Конкуренты.
- Рынок рабочей силы.
- Рынки капитала.
- Аудиторские фирмы.
Внутренние факторы АТП находятся в сильной зависимости от внешних факторов. Последние регулируют внутреннюю деятельность предприятий.
Конкурентность АТП
Разберем конкуренцию на рынке транспортных услуг. Конкурентоспособностью в данном контексте называется способность определенных объектов превзойти в конкретных условиях своих конкурентов.
Что касается конкурентоспособности транспортных услуг, она выделяется тремя факторами:
- Уровень себестоимости услуг.
- Уровень качества данных услуг.
- Имидж предприятий.
Отсюда снижение себестоимости, повышение качества перевозок, имиджа АТП прямо влияет на повышение конкурентоспособности данных предприятий.
Как повысить конкурентоспособность?
Развитие рынка транспортных услуг, соответственно, связано с повышением конкурентоспособности отдельных АТП. Рассмотрим, как это достигается на практике.
Снижение себестоимости доставок можно обеспечить за счет следующего:
- Экономия топлива.
- Экономия запчастей для авто.
- Экономия на ремонте транспорта.
- Повышение производительности авто.
Повышение качества перевозок состоит в следующем:
- Выполнением доставок в точности по установленным срокам. При этом АТП должно беспокоиться и о сохранении качества и количества пассажирских и грузоперевозок.
- Расширение списка предоставляемых предприятием услуг - транспортных, экспедиционных и проч.
- Внедрение инновационных проектов быстрее конкурентов.
В данной сфере качество услуг выражается выполнением их в полном соответствии с расписанием автотранспорта, уровнем удобств, комфорта, что перевозчик может предложить своим заказчикам и пассажирам. К примеру, в области такси-услуг важным является время, что затрачивается на перевозку пассажира до нужного ему пункта назначения.
Имидж АТП
На международном рынке транспортных услуг не последнюю роль играет и имидж автотранспортной компании. Что это такое? Имидж - это представление об организации, ее учредителях, владельце, руководящем составе, что складывается в социуме под воздействием субъективных и объективных факторов. Само понятие разделяется на внешний и внутренний имидж.
Внешний, соответственно, будет определяться тем, как автотранспортное предприятие воспринимается в обществе, клиентами, инвесторами, журналистами, акционерами и проч. На его формирование оказывает прямое влияние качество услуг, предоставляемых фирмой, первое впечатление, что получает клиент, воспользовавшись ее услугами. Свою роль играет и направление взаимодействий компании с инвесторами, акционерами, разнообразными СМИ.
Внутренний имидж АТП будет определяться отношением работников, руководящего сектора к своей компании, существующей в ней системе служебных взаимоотношений, методик продвижения, поощрения сотрудников, возможностей карьерного роста. Главной определяющей внутреннего имиджа любого предприятия является преданность его сотрудников делу, которым они занимаются, энтузиазм в работе, искреннее, доброжелательное отношение к клиентуре.
Надо сказать, что внешний имидж компаний изменяется куда более быстрее и проще, нежели внутренний. Последний сложно поддается корректировке. Поэтому для любого предприятия большой ценностью является сформировать и сохранить положительный внутренний имидж.
Оценка конкурентоспособности
Любое АТП должно досконально изучить конкурентную среду, в которой оно функционирует. Нужно выделить как сильные, так и слабые стороны собственных конкурентов. Именно это позволит законными способами подавлять их активность, ослаблять влияние на рынок транспортных услуг.
Есть специальный алгоритм оценки конкурентоспособности:
- Обоснование выбранного метода оценки конкурентоспособности той или иной услуги.
- Формирование к данной услуге требований.
- Выбор тех параметров, которые возможно оценить.
- Расчет единичных показателей, из которых складывается оценка конкурентоспособности услуги.
- Произведение расчетов показателей конкурентоспособности по категориям: стоимость, имидж, качество и проч.
- Расчет интегральных показателей конкурентоспособности.
- Заключительный анализ конкурентоспособности конкретной услуги.
- Разработка действенных мероприятий по повышению степени конкурентоспособности.
Маркетинг
Особенности рынка транспортных услуг откладывают свой отпечаток и на использовании в данной среде определенных направлений маркетинга.
В данном контексте маркетингом считается всеобъемлющая система реализации услуг на уровне автотранспортных предприятий. Ее главная ориентировка - более полное удовлетворение потребностей конкретных заказчиков, увеличение прибыли АТП за счет этого.
Большое внимание тут уделяется изучению и анализированию формирования спроса на услуги в сфере логистики транспортных перевозок. Под спросом понимаются определенные потребности в перевозках и оказании допуслуг.
Учитываются следующие особенности спроса на данном рынке:
- Неравномерность его возникновения в пространстве и времени.
- Вторичный характер спроса на такого рода услуги.
Формирование спроса в данном случае включает в себя следующие мероприятия:
- Предоставление высококачественных услуг.
- Применение гибкой тарифной политики.
- Создание складов для промежуточного хранения перевозимых грузов.
- Предоставление дополнительных услуг.
- Применение автоматизированной обработки заказов.
- Рекламные кампании, продвижение в соцсетях и проч.
Предложением в данном контексте является объем транспортных работ, количество услуг, предлагаемое для реализации в конкретный момент времени на рынке. Как и спрос, это величина, которую можно представить как в стоимостном, так и натуральном выражении.
Маркетинговая деятельность
Для осуществления разного рода маркетинговых проектов и мероприятий при крупных и средних АТП основываются специальные подразделения и отделы. На малых предприятиях такая возможность возникает редко. Поэтому тут маркетинговые функции распределены между всеми работниками фирмы.
В любом случае сотрудники стараются выполнять следующие маркетинговые функции:
- Анализ клиентуры.
- Изучение конкурентов на рынках транспортных услуг.
- Анализ собственных возможностей, конкурентоспособности на рынке.
- Целенаправленное изучение вновь возникающих рынков подобных услуг.
- Планирование расширения собственного ассортимента работ и услуг.
- Отслеживание текущих, настоящих изменений конъюнктуры.
- Разработка коммерческих условий доставки и перевозок.
- Ведение переговоров, заключение контрактов с клиентами.
- Оформление различных коммерческих решений.
Рынок транспортных услуг имеет свои особенности. Но тут действуют общие законны конкуренции и принимаются стандартные маркетинговые решения. Но есть и специфические мероприятия по повышению конкурентоспособности АТП.