Деятельность человека определяется уровнем развития его основных психических свойств. Внимание является одной из главных, решающих характеристик. От уровня развития произвольного внимания зависит успешность концентрации человека на задаче и его способность сохранять ее в течение определенного количества времени.
Человека с нарушением произвольного внимания сложнее обучить, а некоторые задачи ему оказываются просто непосильными. Именно по этой причине при отборе кандидатов на работу или абитуриентов на обучение сложным наукам важно понимать насколько они смогут овладеть необходимыми навыками. Процесс трудовой деятельности или обучение во многом зависит от мотивации человека, но при нарушении психических процессов выполнение поставленных задач просто невозможно. Серьезные нарушения делают людей неполноценными членами общества и корректируются спасибо резными психотерапевтическими методами.
Предмет изучения
Для оценки уровня развития произвольного внимания в рамках нормы применяют специальные методики. Одной из них является метод расстановки чисел. Данная методика характеризует, кроме произвольности, объем, переключение и распределение внимания испытуемого. Автор методики расстановки чисел в психологической литературе не указывается, хотя методика входит во все энциклопедии и сборники психологической диагностики.
Методология
Для проведения исследования необходимо иметь специальные бланки-таблицы и секундомер. Других инструментов не требуется.
Данная методика представляет собой набор чисел, расположенных случайным образом в таблице с тремя строками. Ниже заданной таблице располагается точно такая же, но пустая, куда испытуемый должен записать числа из верхней таблицы в порядке возрастания. Любые пометки в первоначальной таблице с числами строго запрещены. Время проведения испытания ограничено двумя минутами.
Бланк для проведения методики включает следующую информацию:
- название методики;
- дату и время проведения исследования;
- фамилию, имя и отчество испытуемого.
Интерпретация методики расстановки чисел достаточно проста. Нормальным уровнем развития внимания считается результат в 22 правильно поставленных числа.
Работа с ошибками
При проведении инструктажа испытуемых обязательно проговаривается вариант, когда самостоятельно замечаются ошибки. Примером ошибки служит пропущенное число. В данной ситуации ничего исправлять нельзя. Каждое исправление будет считаться ошибкой. При обнаружении пропущенного числа необходимо просто двигаться дальше и внимательно изучать оставшийся набор чисел, чтобы не допускать новых ошибок.
Ключ
Средний "нормальный" результат составляет 22 числа, вписанных правильно из 25. При этом, приводя результат к 10-бальной шкале эффективности выполнения задания, разработан ключ к методике. Ключ методики расстановки чисел учитывает следующие характеристики результата эксперимента:
- количество ошибок;
- производительность;
- долю ошибок по отношению к общему числу чисел.
Производительность в данном случае представляет собой номер пропущенного числа. Вычисляется коэффициент как отношение производительности к затраченному времени в секундах.
По количеству правильно указанных чисел разработан следующий ключ. Единице соответствует 9 правильно указанных ответов, диапазону с 9 до 12 приписывают два балла, три балла ставят за 13 верно вписанных чисел. По аналогии с перечисленной интерпретацией дальнейшая расшифровка в соответствии с ключом выглядит следующим образом:
4 балла - 14-15 чисел;
5 баллов - 16-17 чисел;
6 баллов - 18-19 чисел;
7 баллов - 20 чисел;
8 баллов - 21 число;
9 баллов - 22 числа;
10 баллов - более 22 чисел.
По результатам мероприятия заполняется протокол с указанием деталей эксперимента, результатов и аналитических замечаний эксперта, основанных на полученных результатах и информации об испытуемом. К анализируемой информации относят особенности жизни и профессии, детали учебного процесса у подростков и др.
Сферы применения
Методика расстановки чисел применяется при отборе персонала на вакансии, требующие повышенного внимания. Применяется методика еще и при работе с подростками как один из этапов комплексной диагностики.
При работе с подростками данный метод используется как фильтр, позволяющий определить возможность проведения более сложных методик. В случае положительного результата делается вывод о том, что подросток находится в достаточно спокойном и сконцентрированном состоянии, в котором можно применять сложные и длительные исследования. В случае отрицательного результата делается вывод о том, что в данное время лучше отложить дальнейшие испытания и перенести исследования на другое время. Делается это из-за того, что психологическое и физическое состояние на момент проведения исследования сильно влияет на результаты теста.
Методика расстановки чисел удобна в применении при работе с группой испытуемых, а не только при индивидуальных встречах. При групповом обследовании дается обширная инструкция, на этапе подготовки подписываются бланки и по команде все испытуемые начинают работу.