Обучение чтению и письму – базовый навык, которым, к сожалению, владеют не все люди. Азы закладываются в раннем возрасте и отражаются во взрослой жизни. Дети, пропустившие материал, сталкиваются со значительными трудностями в учебе, поскольку в будущем тексты становятся длиннее и сложнее. Как повысить грамотность по русскому языку, выявить нарушения и развить в ребенке интерес к обучению? Предлагаем ряд рекомендаций по решению проблемы.
В каком возрасте обращать внимание на ошибки?
Счастливый момент в жизни родителей наступает, когда дети произносят первое слово. Тогда и начинается процесс обучения языку. Правда, некоторые взрослые забывают об индивидуальных возрастных особенностях учеников и стараются подготовить их к школе по максимуму, заранее научив читать, писать и считать. Данный метод некорректен, поскольку перечеркиваются элементарные педагогические правила.
Исследователи выяснили, что формирование процесса правописания завершается после 4 класса. Следовательно, интенсивные уроки грамотности по русскому языку должны проходить до завершения начальной школы.
Закладывание крепкой базы в образовании позволяет легко справляться с заданиями и не допускать ошибок. Равнодушное отношение или, напротив, тоталитарный контроль родителей в обучении негативно отражаются на желании ребенка развиваться, ставя преграду перед их совершенствованием.
Причины неграмотности: мировой контекст
Развитые зарубежные страны, где люди регулярно посещают школу, мотивированные будущей возможностью работы с хорошим доходом, имеют и свои недостатки. Первым частым препятствием для развития грамотности является бедность. Семьи с минимальным заработком вынуждены выбирать между потребностью в еде, кровом и школой для ребенка. Второй масштабной проблемой выступает недостаточный уровень поддержки от родственников.
Например, дети, принимающие участие в развивающих играх и активно проявляющие себя на занятиях, лучше подготовлены к чтению и письму. Причиной служит постоянное взаимодействие с внушительным объемом слов: устно или через тетрадь.
Существует череда факторов, отрицательно сказывающихся в будущем на повышении грамотности по русскому языку взрослого, ставя ее в критическое положение:
- Недостаточная информированность. Исчезнувший интерес к обучению вызван неосведомленностью о важности посещения занятий.
- Нехватка доступных учебных заведений. Проживающие в отдаленных районах сталкиваются с переполненными учреждениями или их отсутствием.
- Врожденное нарушение письменной и устной речи. Заболевания связаны с ЦНР, иногда сопровождаясь проблемами с моторно-двигательными функциями.
- Неграмотность среди родителей. Необразованные люди часто не уделяют внимания образованию, даже когда у них появляются дети, считая его чистой формальностью.
- Социальные барьеры. Некоторые страны все еще действуют по кастовой системе, ставившей запрет на женское обучение.
Нарушение письма: дислексия и дисграфия
Распространенной формой трудностей в учебе является специфическая проблема с восприятием, характерная для младших классов и учеников с ведущей левой рукой. Откорректировать осложнение в детстве достаточно легко с помощью опытного логопеда, поскольку в первую очередь оно связано с особенностями психики.
Дисграфией называется частичное нарушение письма. Например, нередко школьники путаются и пишут буквы в зеркальном отражении. Проблема возникает вследствие искаженного слухоречевого восприятия устных предложений.
Дислексия выявляется во время чтения, где ребенок нарушает последовательность букв. Устойчивые, повторяющиеся ошибки не позволяют ученикам хорошо написать тест на грамотность по русскому языку, потому и требуется работа со специалистом. Необходимо использовать индивидуальный подход к профилактике.
Восприятие и предоставление информации
Человек по-своему интерпретирует данные, полученные из внешней среды, опираясь на органы чувств. Одни быстрее осваиваются с помощью звуков, другие предпочитают изучать предметы глазами. Первым шагом к тому, как повысить грамотность ребенка по русскому языку, станет распознавание особенностей мышления и поиск наиболее эффективного подхода:
- Слуховое восприятие. Информация усваивается на основе звуковых частотных волн, передаваемых по воздуху. Дети проявляют способности на аудировании, устных ответах, пересказах.
- Зрительное восприятие. Интерпретация и анализ материала через глаза. Ученики быстро осваивают письмо, копируют линии и воспроизводят увиденное на доске.
Акцентуация внимания на разницу процессов при подаче материала ускорит путь к желаемому результату.
Техника улучшения орфографии
Действенным инструментом для преподавания правописания станет диктант на грамотность по русскому языку. Проговаривая фразы в медленном и отчетливом темпе, ребенок сосредоточит все органы чувств на голосе, поскольку процесс не включает придумывания сочинения. Придерживайтесь советов во время чтения текста или воспользуйтесь специальным видео:
- Предупредите ребенка, что будете диктовать предложения только один раз.
- Если в тексте присутствует вопросительный или восклицательный знак, выделите их интонацией.
- Увеличивайте скорость чтения, когда ошибок в тетради станет меньше.
Регулярные занятия с диктантами помогут в следующем:
- Практика новых изученных слов в контексте.
- Проверка владения шаблоном и правилами.
- Выявление частых ошибок.
- Применение старых слов значимым способом.
Проверка вслух
Данный метод помогает детям развить богатый словарный запас, научиться обрабатывать концепции и развить формальное общение. Если прочитать написанный текст для проверки грамотности по русскому языку вслух, то ребенок самостоятельно может выделить допущенную ошибку по звучанию.
Страница не обязательно должна содержать диктант, а может являться книгой в литературном жанре. Чтение вслух формирует в детях позитивный образ для подражания, богатый словарный запас, хорошую грамматику, расширяет интересы и стимулирует воображение.
Любовь к школе
Главная ошибка в отношении ребенка, совершенная родителями и учителями, состоит в ограничении обучения исключительно в классе. Несомненно, школа занимает внушительное количество времени, но если взрослые хотят повысить мотивацию школьника и узнать, как повысить грамотность по русскому языку, то интеллектуальный, социальный и академический рост должен выходить за пределы помещения.
Создайте открытую атмосферу для диалога, где будут высказаны все опасения и антипатии. Дети чувствуют уверенность в себе, когда открыто выражают мнение о своем образовательном опыте без стороннего осуждения и игнорирования:
- Поощряйте искреннее общение.
- Сфокусируйтесь на интересах ребенка.
- Введите игровое обучение.
- Выделите время, чтобы сосредоточиться на том, что он изучает.
- Помогите организовать день.
- Хвалите и празднуйте достижения.
Закрепление правил
Эффективная методика усвоения пройденного материала - подбор упражнений для грамотности по русскому языку. Например, если ребенок совершает ошибки в безударных гласных в корне, следует собрать комплекс заданий или придумать их самостоятельно. Рекомендуется использовать задания с ошибками, где ученик должен отыскать правильный вариант из предоставленных.
Чередование гласных и согласных в корне – вторая распространенная ошибка, встречаемая у школьников. Проработать основные проблемы можно с помощью примеров в видео.
Ребенок не понимает функции твердого и мягкого знака? Правил по этому поводу нет. Потому обратимся к подробному заданию на мягкость согласных. Для начала важно мысленно проставить буквы и вдумчиво переписать предложения, проговаривая по слогам, поскольку так они лучше запомнятся. Переведите действия в привычку, чтобы в будущем она помогла хорошо написать тест на грамотность по русскому языку.
Самостоятельное выполнение
Если во время диктантов дети сосредоточены на звуке вашего голоса, то при выполнении тестирования полагаются исключительно на свои силы. Преподаватели в школах чередуют данные методики между собой, чтобы в дальнейшем формировать задания на повышение грамотности по русскому языку и строить на них уроки.
Регулярное повторение, закрепление ошибок и их проработка важны для полного избавления от них. Родителям следует проявить терпение, объясняя правила, даже если они делали это не так давно. Если вы не нашли подходящего теста, то ниже приведен один из них на разные правила:
Пути развития правописания вне школы
Совершенствование навыков грамматики поддерживаются различными методами - от практических занятий и до интерактивных компьютерных игр. Преимущественной задачей является заинтересованность ребенка в процессе выполнения заданий, без лишних беспокойств. Ниже предоставлен перечень способов, как повысить грамотность по русскому языку:
- Предоставьте выбор. Снижение уровня контроля и единственного значимого выбора способа обучения, исходящего от строгого родителя, негативно скажется на мотивации и отгородит от тяги к развитию. Разрешите детям самостоятельно выбирать внеклассные занятия, обсуждайте их и прислушивайтесь к мнению школьника.
- Поощряйте ребенка за написание любого текста. Часто при взгляде на учебник с длинными предложениями школьники ищут оправдания, чтобы взяться за другую работу. Поддержите их, даже если они решили написать список покупок или поздравительную открытку друзьям.
- Введите систему вознаграждений. Создайте специальную доску для поощрений или купите стикеры. Когда дети справляются с ошибками или хорошо выполняют тест, приклейте яркую бумажку с надписью «Лучший писатель», чтобы оказать моральную поддержку и вдохновить.
- Заведите личный или творческий дневник. Писать под диктовку не так приятно, как использовать технику свободного письма. Дети чувствуют личное пространство для самовыражения, поскольку их работа не оценивается.
- Друг по переписке. Волнение от сообщений или писем поможет ребенку задуматься о собственных навыках письма, чтобы не продемонстрировать себя в невыгодном свете, и побудит к работе над ошибками.
Последний этап: закрепление временем
Ценность образования нельзя недооценивать. Некоторым нравится думать о нем, как о процессе приобретения способностей и опыта, важных для будущей работы. Процесс обучения строится не исключительно на учебе, поскольку поход в школу также играет немаловажную роль в психическом и социальном развитии человека.
Предоставленные методы помогли понять, как повысить грамотность по русскому языку, чередуя регулярные занятия, тестирование, рассмотрение правил, интерактивные игры и терпение. Последнее - важнее всего, ведь сложно сразу стать гением по одному желанию. Долгий труд, стремление и проработка ошибок со временем дадут желаемые плоды, а извлеченные уроки запомнятся человеком до конца жизни.