Фильм Йоргоса Лантимоса «Клык» получил Гран-при кинофестиваля в Каннах в номинации «Особый взгляд».
Именно так оценило жюри поднятую греческим режиссером проблему института семьи. И действительно, в фильме Йоргоса Лантимоса за 94 минуты близкие люди проходят путь от трогательной любви до потрясающей жестокости.
О чем фильм?
Фильм «Клык» (2009 г.) представляет на суд зрителю историю одного семейства. Здесь родители разработали и внедряют в жизнь весьма необычные педагогические методы. Они не позволяют своим уже достаточно взрослым детям покидать территорию дома и сада, любыми способами изолируя их от внешнего мира. При этом мать и отец, игнорируя существующие законы жизни, создают собственные. Они сообщают своим детям, что дом им будет разрешено покинуть лишь тогда, когда у них выпадет клык, являющийся символом зрелости. Другими словами, никогда.
Признание
Фильм «Клык» режиссера Йоргоса Лантимоса является обладателем 19 наград и 17 номинаций. Среди них:
- 2009 г. – Каннский кинофестиваль. Премия «Особый взгляд».
- 2009 г. – Каталонский МКФ, который проходил в Ситжесе. Фильм был отмечен призом за лучшее режиссерское откровение. На том же МКФ кинолента получила награду жюри Carnet Jove.
- 2009 г. Фестиваль нового кино в Монреале. Фильм «Клык» (2009 г.) стал победителем сразу в двух номинациях. Его отметили как лучшую художественную киноленту. Помимо этого Йоргос Лантимос получил награду как лучший режиссер художественного фильма.
- 2009 г. Кинофестиваль в Мар-Дель-Плата. Здесь кинолента «Клык» стала лучшим фильмом и выиграла приз «Бронзовая лошадь».
- 2009 г. Кинофестиваль в Эшториле и Лиссабоне. Здесь «Клык» стал обладателем премии за лучший фильм.
- 2009 г. – КФ в Сараево. На этом кинофестивале ленте был вручен специальный приз, который жюри предоставило ему как лучшему художественному фильму. А две актрисы, сыгравшие главные роли - Ангелики Папулия (старшая дочь) и Мари Цони (младшая дочь), получили приз за лучшую женскую роль - «Сердце Сараево».
- 2010 г. На проводимом МКФ в Дублине режиссер Йоргос Лантимос получил премию кинокритиков.
- 2010 г. «Клык» получил премию независимого Британского кино, участвуя в номинации «Лучший фильм не на английском языке».
- 2010 г. Кинолента получает премию «Клад», став победителем среди претендентов на премию "Хлотрудис".
- 2010 г. По решению Греческой киноакадемии «Клык» стал победителем сразу в нескольких номинациях. Его отметили как лучший фильм. Йоргос Лантимос был признан лучшим режиссером. Также Йоргос Лантимос и Эфтимис Филиппоу получили приз как лучшие сценаристы. Христос Пассалис стал лучшим актером второго плана. Лучшим был признан монтаж Йоргоса Мавропсаридиса. Христос Стерьиоглу получил награду за лучшую мужскую роль. Безусловно, она ему удалась великолепно. Ангелики Папулия была удостоена приза за лучшую женскую роль.
- 2011 г. – "Оскар". Номинация среди лучших фильмов на иностранном языке.
- 2011 г. – Международным сообществом киноманов было решено, что кинолента «Клык» является номинантом как лучший фильм не на английском языке. В итоге она заняла 8-е место.
- 2011 г. Интернет-ассоциация телевидения и кино назвала «Клык» лучшим фильмом на иностранном языке.
- 2011 г. Объединение лондонских кинокритиков отметило фильм, отнеся его в номинацию лучших работ на иностранном языке.
- 2011 г. Обществом онлайн-кинокритиков лента была указана в номинации лучших не на английском языке.
- 2012 г. "Золотой Жук". Фильм стал лучшей иностранной кинолентой.
Жанр и актерский состав
Фильм «Клык» режиссера Йоргоса Лантимоса является драмой. Он безусловно стоит нашего внимания.
Главные герои фильма «Клык» следующие:
- Отец. Его роль великолепно сыграл Христос Стерьиоглу.
- Мать. Женщина-домохозяйка, занимающаяся воспитанием детей, – Мишель Вэлли.
- Старшая дочь. Роль этой девушки досталась прекрасной актрисе, имя которой - Ангелики Папулия.
- Младшая дочь. Ее сыграла Мари Цони.
- Сын. Роль этого парня досталась Христосу Пассалису.
Единственным представителем внешнего мира в этой картине является девушка Кристина. Ее роль сыграла Анна Калайциду.
Сюжет
О чем же рассказывает зрителям фильм «Клык»? Сюжет этой киноленты является небольшим 94-минутным исследованием семьи, являющейся замкнутой ячейкой общества. Среди главных героев этой сюрреалистической истории находятся пожилые родители – мать и отец, а также их две дочери и сын, которым уже исполнилось 18 лет. Семья со своими великовозрастными детьми проживает в доме, окруженном высоким забором. Причем эта территория, на которой есть сад и бассейн, находится в абсолютной изоляции от всего внешнего мира.
Именно таким было в свое время решение родителей. Их слепая любовь к своим детям принимает форму патологии. В попытке оградить детей от влияния окружающего мира они с малолетства внушают своим отпрыскам, что выход за пределы сада опасен для жизни. В доме под запретом находятся любые источники информации, которые могли бы рассказать о том, что происходит за забором, в том числе телевидение и радио. Единственным разрешенным для просмотра фильмом является семейное видео, которое снято на ручную камеру. Телефон в доме есть. Однако мать прячет его в своей комнате.
Дети выросли без какого-либо влияния со стороны. При этом они абсолютно уверены в том, что самым главным в жизни является послушание и самосохранение. Парень и девушки растут спортивными и красивыми. Однако они из-за своей искусственно созданной родителями изоляции обладают массой отклонений в духовном и умственном развитии.
Мать и отец создают для своих детей особый мир. Если те случайно услышали какие-либо слова, то им тут же находится собственное объяснение. Море для этих детей – не что иное, как удобное кожаное кресло, а зомби – не более чем желтый цветок. И даже тогда, когда дочь говорит матери о том, что ей нужен телефон, женщина протягивает обычную солонку. Кроме того, детям внушалось, что самый кровожадный зверь в этом мире – кошка.
В небе над домом временами пролетают самолеты. Однако дети, наученные своими родителями, полагают, что они игрушечные. Порой они даже вступают в спор, кому достанется такой самолетик, если он случайно упадет в их сад.
Игры парня и девушек весьма далеки от обычных детских забав. Например, они любят соревноваться в том, кто дольше сможет продержать палец под струей кипятка или кто быстрее придет в сознание, получив дозу хлороформа.
Покидать территорию дома разрешено только отцу. При этом он отправляется в путь на машине, так как это позволяет чувствовать себя в безопасности. Только отец занят приобретением для семьи продуктов. Но перед тем как привезти их в дом, он срезает со всех упаковок этикетки.
Дети прекрасно знают, что они могут покинуть эту замкнутую территорию. Однако им нужно дождаться того дня, когда у них выпадет коренной зуб-клык, а на его месте вырастет новый. Однако парень и девушка даже не подозревают, что этого никогда не произойдет.
И вот все изменилось...
Такая жизнь, вполне возможно, продолжалась бы долгие годы. Однако сын вступил в половозрелый возраст. И родители решили, что ему, чтобы сохранить здоровье, нужно заниматься сексом. Именно поэтому в доме было сделано исключение из принятых правил. На его территорию допустили девушку Кристину. Это одна из сотрудниц фабрики, где работает отец. Она была нанята им для удовлетворения сексуальных потребностей сына.
До поры до времени девушка делала все, не задавая никаких лишних вопросов. Однако вскоре она стала главным распространителем среди великовозрастных детей «зла» и соблазнов.
Как известно, любое сообщество, будучи замкнутым (сюда можно отнести группу людей или сложившийся годами биоценоз), является менее устойчивым к внешнему воздействию, чем те, где есть доступ для свободного проникновения и проживания новых особей, семян и генетической информации. Дело в том, что закрытая экосистема лишена иммунитета, который смог бы защитить ее от изменяющихся условий существования, воздействия внешних сил и новых видов. В качестве таких сил в фильме «Клык» выступили секс и кино. Они и пробили брешь в стене, которой родители окружили всю семью.
Несмотря на то что Кристину пригласили в дом только ради общения с молодым человеком, она предложила сексуальный контакт и старшей дочери. В обмен на это Кристина дала девушке просмотреть две видеокассеты, на которых были записаны фильмы «Челюсти» и «Рокки». Эти киноленты произвели на старшую дочь огромное впечатление. Полученные ею таким образом новые знания скрыть она была просто не в состоянии. Ради просмотра новых зрелищ и возможности стать их частью девушка была готова на все.
Однако отец, узнав о видеокассетах, избил дочь. Кристине же после этого был наложен запрет на посещение их дома. Отец принимает решение о том, что допускать в их мир чужих людей больше нельзя. А как в таком случае могут быть удовлетворены сексуальные потребности сына? Делать это он приказал одной из дочерей. Сын при этом выбрал старшую из сестер. После этого они вступили в интимную связь.
Спустя некоторое время старшая дочь решается на побег. Перед этим она выбила себе клык. Выбежав на улицу, девушка спряталась в багажнике машины отца. Утром тот обнаружил в ванной комнате зуб и кровь. Поняв, в чем дело, он попытался найти дочь. Однако поиски отца оказались безрезультатными. Он сел в машину и отправился на работу. При этом мужчина абсолютно не догадывался о том, что девушка находится в багажнике автомобиля.
Отзывы о сюжете
Вся рассказанная режиссером история отличается тем, что она развивается в замкнутом пространстве. Происходящие в фильме события вращаются только вокруг одной отдельно взятой семьи, которая состоит из родителей и их великовозрастных детей. Мать и отец на первый взгляд кажутся интеллигентными людьми. Однако из любящих родителей они на протяжении фильма превращаются в жестоких деспотов. Что мог дать их детям подобный педагогический метод? Как могла иначе сложиться жизнь молодых людей в замкнутом пространстве? Чем они могли развлечь себя, занять и получить новые эмоции?
В фильме присутствуют шокирующие стены. В их числе сексуальные контакты, членовредительство и побои. Этим можно объяснить ограниченность проката киноленты. Однако отзывы о фильме «Клык» говорят о том, он необычайно хорош. В одном из своих интервью Йоргос Лантимос рассказал о том, что он попытался сделать эту жуткую историю красивой, несмотря на ее внутреннее уродство.
Вопрос воспитания
Отзывы о фильме «Клык» содержат высказывания о родительской любви. Большинство пап и мам мечтают видеть в детях и внуках свое продолжение. Зачем же показанные режиссером Йоргосом Лантимосом горе-родители закрыли мир для своих дочерей и сына? Да, на свете много несправедливости. Однако подобный метод вовсе нельзя назвать решением проблем. И это подтверждается историей, которую увидел зритель. В самом начале сюжета кажется, что и в замкнутом пространстве счастье вполне возможно. В отношениях родителей видна гармония. Их дети послушны и покорны воле старших. Однако незаметно для себя зрители начинают замечать некоторые странности. И по мере развития сюжета их становится все больше и больше.
Судя по отзывам о фильме «Клык», вначале зрителям все кажется вполне спокойным. А радужная обстановка даже умиляет. Однако несколько позже этот дом начинает представляться несколько необычным. Пока все имеющиеся в этой семье странности не находят своего проявления.
И только по прошествии некоторого времени зритель начинает анализировать поведение молодых людей. Отзывы о фильме «Клык» говорят, что постепенно приходит осознание: герои будто играют в некую игру, где все наоборот. Причем нравится она далеко не всем, и смысл ее также временами непонятен.
Любящие родители в этом фильме так до конца и не определились с тем, кем же для них являются собственные дети. Некоторые зрители в своих отзывах сравнивают их с тремя рыбами, флегматично плавающими в бассейне только для красоты, или с собаками, находящимися на курсах дрессировки. И не зря в фильме присутствует кинолог. Он дрессирует реального пса для этого семейства и говорит отцу о том, что каждая собака ждет от человека, чтобы он показал ей, как себя нужно вести. Родители в фильме «Клык» верят в то, что выдрессировать можно любого человека. Достаточно лишь создать собственную монополию на дрессуру. Дети также могут быть домашними животными. Причем любыми, но только не кошками. Ведь те всегда себе на уме. Именно поэтому единственную в фильме кошку закапывают.
Однако Лантимос, используя сарказм, напоминает своему зрителю, что дети рано или поздно должны уходить из дома. И раз за разом человечество проигрывает библейскую историю, повествующую о блудном сыне. Но при этом подобное вовсе не является злом, требующим противостояния, ведь это не что иное, как инициация личности.
Игра актеров
Название фильма «Клык» является своеобразной метафорой. Именно за ней режиссер спрятал проблему пагубной опеки родителей над взрослыми детьми, которая доходит до настоящего сумасшествия.
Судя по отзывам о фильме «Клык», актеры сыграли свои роли просто блестяще. Серость жизни главных героев подчеркивает их безэмоциональность, а не двигающиеся кадры являются такими же ограниченными, как и сами дети.
Игра актеров в фильме довольно реалистична. Это подтверждают отзывы зрителей. Они указывают на то, что актеры прекрасно справились со своей специфической задачей.
Признание режиссера
В одном из своих интервью Йоргос Лантимос говорит, что, создавая свою киноленту, он стремился разобраться, каким образом оказывается влияние на людей, если воспитывать их каким-либо особым способом. Также режиссер хотел показать своему зрителю то, как один человек может влиять на группу людей, общество, страну или даже на всю планету, если он что-то начнет скрывать.
Герои фильма схожи с обычными греками. Однако режиссер не собирался снимать сюжет именно о греческой семье. Он указывает на то, что подобное может произойти в любой стране. А отец, показанный им в фильме, - не обязательно глава семейства. Он может воплощать в себе образ лидера. Именно поэтому фильм остается открытым для различных трактовок.
Кино «Клык» также и о том, как люди порой обманывают друг друга. При его создании Йоргос Лантимос рассуждал, как много всего человек скрывает от остальных, сколько он получает полуправды или откровенной лжи из рассказов окружающих и из сообщений СМИ.
Режиссер полагает, что его фильм непременно понравится зрителю, который недоволен тем, что его внимание усыпляют, который решил взбунтоваться и разобраться в том, что происходит вокруг. Так что прежде всего это кино для молодежи.
Заключение
Внутренний мир задуман главными героями фильма как идеальный. Однако вечно продлиться его существование не может. Этот мир непременно станет могилой для его созидателей и основателей. Кем станут дети, выросшие в искусственно созданной, стерильной и отбеленной реальности? В мире, в котором подрастающее поколение совершенно нежизнеспособно, а потому и обречено?
Финал фильма «Клык» режиссер оставил открытым. Он предоставил своему зрителю возможность самому дополнить сюжет и нарисовать картину, которая покажется ему наиболее правдоподобной.