Как работают благотворительные фонды: регистрация, источники финансирования, развитие

Сегодня насчитывается большое количество организаций, чья деятельность направлена на безвозмездное решение проблем уязвимой категории населения. А как работают благотворительные фонды? Откуда берут средства и по какому принципу оказывают помощь? Как взаимодействуют с государством и какие обязательства имеют? Обо всем подробно рассказываем далее.

История благотворительности

Первые факты благотворительности существовали еще несколько тысячелетий назад. В роли меценатов выступали церкви и монастыри, обеспечивая малоимущие семьи питанием и одеждой. Также в некоторых странах действовала система десятины – форма пожертвований в храмы и духовенства. Эти средства затем распределялись между бедными определенного региона.

Как открыть благотворительный фонд?

Новый этап берет начало с 15 века. В 1741 году английский купец Т. Корэм основал так называемый Госпиталь найденышей. А в России Иван Грозный дал распоряжение об обеспечении малоимущих необходимыми средствами к существованию за счет государственной казны.

Но в целом государственные институты не особо преуспели на этом поприще. В то же время на Западе благотворительность несколько изменила свои формы. Промышленник и меценат из Америки Э. Карнеги выступил с предложением, которое оказалось по душе многим другим странам. Он раскритиковал благотворительность в классическом понимании. Считал, что оказывать точечную материальную помощь беднякам неразумно, вместо этого призывал на корню искоренить бедность.

Карнеги сам показал пример видоизмененной благотворительности: теперь все пожертвования и средства для помощи направлялись в библиотеки, музеи и другие подобные учреждения. А бедняками лишь дали возможность посещать эти места.

Новый этап

Несмотря на древность этого явления, точных исторических данных о первой благотворительной организации не существует. В целом, история показывает, что развитие благотворительности берет начало одновременно почти во всех уголках Земли.

Но основание фонда имени Э. Форда, который владел более средствами в размере более 1 млн долларов, стало новым этапом в развитии благотворительности как таковой. Это было в 1936 году. Э. Форд в этих целях использовал средства своего отца – монополиста автомобильной промышленности тех времен Генри Форда. Это был фонд международного масштаба. Он оказывал помощь многим странам. В частности, особое внимание уделялось борьбе с ВИЧ.

Организация благотворительного фонда – легко!

Виды

Для того чтобы понять, как работают благотворительные фонды, необходимо определить принадлежность к тому или иному виду. На сегодняшний день существует следующая классификация:

  • Частные фонды – основателями являются частные лица. Средства формируются по принципу 1/3, где треть обеспечивается государством, остальная часть – частным лицом. Руководить фондом имеет право сам основатель.
  • Некоммерческие организации создаются предприятиями или частными лицами. Управление осуществляется попечительским советом. Они же решают, кому и сколько средств выделить. Также некоммерческий благотворительный фонд может быть основан группой предприятий. В этом случае они должны объединить свои средства.
  • Коммерческие фонды. Несмотря на название, сами такие организации не ведут коммерческую деятельность. Основной вид деятельности – проведение различных мероприятий и выставок, приносящих средства. Полученные средства направляются на нужды обратившихся к ним граждан.
  • Публичные фонды организуются путем объединения нескольких компаний или частных лиц, занимающихся разными видами деятельности.
  • Оперативные фонды выбирают конкретную проблему и посвящают свою деятельности ее решению. Решение проблемы осуществляется путем внедрения масштабных, долгосрочных проектов, охватывающих широкие круги населения. Например, программы могут быть направлены на устранение безработицы или в образовательном направлении.
  • Неоперативные фонды занимаются тем, что выделяют средства для деятельности оперативных фондов.
Деятельность благотворительных фондов должна быть прозрачной

Как открыть благотворительный фонд?

Когда предприниматель достигает определенных высот в своем поприще, часто он решает оказывать масштабную, системную материальную помощь и открыть свою организацию в этом направлении. Но чтобы успешно осуществлять задуманное, необходимо понять, как работают благотворительные фонды.

Одним из важных условий является понимание того, как вообще ведет свою деятельность любая организация. Принципы организации благотворительного фонда схожи с управлением обычной коммерческой компанией. С этой точки зрения организация благотворительного фонда имеет такой же алгоритм, как при создании нового продукта или бренда.

Административное планирование

Для того чтобы начать деятельность фонда, необходимо продумать следующие пункты:

  • Название организации. Название любой новой организации должно быть уникальным. Кроме того, оно должно четко отражать то, чем занимается компания. Если нет возможности сделать это через название, то необходимо продумать слоган, по которому любой человек сразу сможет понять назначение организации.
  • Подготовка пакета документов. Список необходимых документов для регистрации зависит от типа организации. Некоторые занимаются прямым сбором средств, другие выбирают коммерческую деятельность.
  • Регистрация. Если предоставлен весь список документов и они подлинные, то регистрация не занимает много времени. В России этот срок - от 1 недели до 1 месяца максимум.
  • Аренда помещения. Здесь все зависит от количества сотрудников и от финансовых возможностей. Все хотят заполучить лучший вариант, но в интерьере лучше придерживаться спокойных и скромных решений.
  • Набор сотрудников. Необходимый штат должен содержать руководителя, бухгалтера, маркетолога, специалиста по работе с посетителями и т. д.
  • Маркетинг. Организация должна заявить о себе, чтобы люди могли обращаться к ней.
  • Стратегическое планирование помогает составить план сроком от 1 года до 5 лет. В нем должны решаться вопросы финансирования, кризисные планы и вектор развития фонда.
  • Собственно сама деятельность – когда все вышеперечисленное готово, можно считать, что организация благотворительного фонда пришла к концу и пора начинать деятельность.
Как развивать благотворительный фонд маркетинговыми методами?

Налоговый аспект

Наряду с субъектами предпринимательской деятельности, благотворительные фонды тоже обязаны платить налоги и отчитываться перед контролирующими органами. Основные виды отчетов следующие:

  • Бухгалтерский баланс.
  • Налоговые отчеты в зависимости от выбранной системы налогообложения. Обычно бывает двух видов: ОСНО – общая система и УСН – упрощенная система.
  • Отчет по страховым взносам.
  • Статистические отчеты.

Кроме того, деятельность благотворительных фондов также облагается налогами. Они могут выбрать один из следующих видов:

  • Налог на прибыль – доля из полученного дохода за вычетом всех расходов.
  • Единый социальный налог – платят почти все подобные организации. Исключением являются средства, направленные на образование или науку.
  • НДС – редко относится к благотворительным организациям. Но, в зависимости от способа получения дохода организацией, может и применяться. Непосредственно при оказании материальной помощи нуждающимся нет основания платить этот налог.
Как работают благотворительные фонды для детей?

Административные вопросы

Согласно российскому законодательству, запуск юридических лиц подчиняется единому алгоритму, будь то некоммерческая организация, благотворительный фонд или типичная компания. Он состоит из следующих шагов:

  • Регистрация в Минюсте. Для этого следует собрать пакет необходимых документов (паспорта учредителей и протокол решения о создании фонда) и обратиться в местное отделение ЕГРЮЛ.
  • После получения регистрационного свидетельства следует встать на учет в налоговых органах по месту нахождения организации.
  • Открытие счетов в банке на организацию.
  • Назначение руководителя и его заместителя.
  • Назначение попечительского совета и его председателя.
  • Набор остальных сотрудников и распределение обязанностей.
  • Запуск организации.
  • Запуск маркетинговых кампаний.

Способы заработка

Возникает логичный вопрос: как работают благотворительные фонды, если их основная деятельность направлена на распределение ресурсов, а не на зарабатывание? Вопрос об источнике средств должен быть решен еще до того, как организация будет зарегистрирована.

На практике часто происходит так, что некоторые фонды на самом деле создаются для сбора средств для собственных интересов. Они начинают деятельность как обычные благотворительные организации, проводят мероприятия, громко заявляют о себе, входят в доверие публики, собирают солидные средства и закрываются.

Законом не запрещается благотворительным компаниям вести коммерческую деятельность, зарабатывать средства и часть из них использовать в своих целях. Эта часть не должна превышать 20%. Эти средства обычно направляются на покрытие текущих расходов, таких как аренда помещения, зарплата сотрудников, транспортные и другие расходы.

Распространенные источники финансирования благотворительного фонда – другие коммерческие организации и меценаты. Но для того чтобы они начали сотрудничать с новым фондом, последний должен убедить их в своей честности и прозрачности работы. Для этого может потребоваться время. Одна из таких организаций в России – фонд «Алеша».

Фонд «Алеша» - самый известный фонд в России

Благотворительный фонд «Алеша»

Фонд «Алеша» основан в 2009 году. Основная деятельность – помощь детям с тяжелыми заболеваниями в сборе средств на лечение. На их сайте можно увидеть фотографии детей, которые нуждаются в сборе средств. Там же указана необходимая сумма и сумма уже собранных средств.

Очень многие организации сотрудничают с этим фондом, регулярно перечисляя деньги. Однако в Интернете также встречаются высказывания людей, сомневающихся в прозрачности деятельности фонда. Если для кого-то актуален вопрос о том, как обратиться в благотворительный фонд, то на сайте есть их номер телефона и адрес электронной почты. Если вы меценат, и вас интересует судьба перечисленных денег, то вы вправе потребовать от любого фонда отчет о распределении средств. Обычно фонды без труда предоставляют его.

Как работают благотворительный фонды на Западе?

Как продвигать новый фонд?

В любом обществе всегда есть социальные проблемы. Организации социального уклона должны уметь решать эти проблемы. Если удалось создать нестандартные методы или системы – шансы на процветание фонда сразу увеличиваются.

Первая ступень – это открыть фонд, вторая – поиск средств. Где брать деньги для благотворительного фонда, в частности, для его продвижения? Ведь маркетинговые и рекламные услуги стоят не дешево.

В этом плане полезным будет стандартный метод работы – сбор средств с крупных организаций и богатых персон. Среди них встречаются такие, которые тратят на пожертвования миллионы долларов. Но у них тоже есть свои интересы – чтобы публика знала об этом. Поэтому большинство благотворительных фондов затраты на маркетинг и рекламу закладывают в сумму сбора. В итоге можно получить взаимовыгодный обмен: нуждающимся – деньги, меценатам – признание общественности, лояльность и улучшение имиджа.

Что самое важное?

Как развивать благотворительный фонд, чтобы каждый нуждающийся получал необходимую помощь, а деньги шли легко? Этим вопросом задается каждый основатель. Учитывая специфику деятельности, можно сказать, что успех организации целиком зависит от сотрудников. Они должны четко понимать вектор своей деятельности, особенности работы со своей аудиторией, будь это подопечные или спонсоры.

От сотрудников требуется умение решать нестандартные задачи: уметь вести переговоры с самыми неожиданными персонами, организация эффективных мероприятий и способность к стабильному взаимодействию с различными слоями общества.

Бытует мнение, что в некоммерческом секторе платят мало. В целом это близко к правде. Но если фонд примет решение достойно оплачивать этот нелегкий труд, то у него увеличатся шансы на развитие, так как создается возможность найма высококвалифицированных кадров.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.