15 сентября 1677 года патриарх Московский и всея Руси Иоаким выдал князю Михаилу Яковлевичу Черкасскому благословенную храмозданную грамоту на возведение новой церкви из камня взамен обветшавшей деревянной. Через 6 лет строительство нового храма Троицы в Останкино было закончено. Он выстроен в стиле московского узорочья. Кроме различных декоративных элементов из белого камня и кирпичной выкладки, стены церкви украшены разноцветными изразцами с изображениями райских птиц, единорогов, цветов. Центральное место на восточном фасаде занимают три киота с образами Спасителя и молящимися ему Иоанна Предтечи и Богоматери.
Освящение нового храма
Первым 8 февраля 1683 года был освящен придел во имя Тихвинской иконы Божьей Матери. Он выполнял функции домовой церкви, предназначался для владельцев усадьбы, поэтому имел отдельный вход с северной стороны. В 1836 году алтарь этого придела был перестроен в стиле ампир. В наше время, кроме старинных икон Тихвинской Божьей Матери и Христа Спасителя Великого Архиерея в этом приделе особо почитаются новые иконы, такие как «Прибавление ума» и «Всецарица»
Окончательная отделка интерьеров и сооружение иконостасов в центральной части храма Троицы в Останкино и втором приделе затянулись на несколько лет. Освящение южного придела во имя преподобного Александра Свирского состоялось только 1 августа 1691 года. Александр Свирский – русский святой, удостоенный видения Пресвятой Троицы трех ангелов. В этом приделе молились крестьяне с. Останкино. В местном ряду находится икона Божьей Матери «Семистрельная», которая особенно помогает защититься от различных наговоров, от влияния лукавой, нечистой силы. В середине 1990-х годов храму чудесным образом была пожертвована икона Грузинской Божьей Матери. Когда-то владелицей этой иконы была княжна рода Марджанишвили.
Освящение главного придела в храме
Освящение главного придела храма Живоначальной Троицы в Останкино состоялось 3 июня 1692 года. Здесь служили в дни особых торжеств. Например, когда приезжали царские особы или когда проводились венчания, крестины, отпевания владельцев усадьбы в Останкино. Иконостас центрального придела выполнен в стиле московского барокко. В нем воплотились модные течения последней четверти XVII столетия – новое расположение икон, новая прозападная манера письма икон. В местном ряду, справа от Царских врат, помещен образ Воскресения Христова в новом изводе – не как «Сошествие во ад», а как «Восстание из гроба», что напрямую заимствовано из западной иконографии. За иконой Христа, согласно канону, находится храмовая икона «Ветхозаветная Троица», которая, очевидно, была перенесена из предшествующей деревянной церкви.
Описание иконостаса
Самым большим образом иконостаса по традиции является икона Христа Спасителя. Он написан в новой иконографии как Спас Великий Архиерей. В XVII веке подобный извод получил распространение в Западной и Южной Руси. В середине праотеческого ряда, как и в других иконостасах стиля нарышкинского барокко, размещена икона Бога-Отца в виде седобородого старца. Такие изображения Московский собор категорически запретил, но запрет часто нарушался. Завершается иконостас двумя ярусами Страстей Господних и Голгофой.
Посещение храма царскими особами
У строителя храма Троицы в Останкино князя Черкасского была лишь единственная внучка-наследница, Варвара. Когда она вышла замуж за графа Петра Васильевича Шереметьева, имение перешло во владение рода Шереметьевых, которых на протяжении веков связывала с царствующим родом Романовых теплая семейная дружба. Не случайно перед восшествием на престол в 1856 году император Александр II выбрал Останкино местом говения императорской семьи. К приезду высоких гостей храм был полностью отреставрирован. 18 августа 1856 года императорская чета прибыла в храм, где был отслужен молебен. Затем в глубоком уединении Романовы готовилась к таинству коронования и миропомазания. 25 августа, помолившись на литургии, царская семья отбыла в Москву. 26 августа в Успенском соборе столицы состоялось венчание на царство. Еще до Александра II здесь бывали многие царствующие особы – императрица Анна Иоанновна, императрица Елизавета Петровна, Николай I.
Реставрация храма
К 200-летию со дня основания храма граф Александр Дмитриевич Шереметьев решает на собственные средства провести ремонтно-реставрационные работы в храме Живоначальной Троицы в Останкино. Сколько куполов и фресок нуждались обновлении... В 1877 году архитекторы Серебряков и Султанов начали реставрацию, в результате которой церковь Живоначальной Троицы обрела, как считалось тогда, должную стилевую завершенность. С южной и западной сторон храма изначально небольшие прямоугольные окна были растесаны. Над южным крыльцом и над колокольней вместо шпиля никогда не существовавшие шатровые верхи. Тогда же были обновлены фрески храма Живоначальной Троицы в Останкино.
Советское время
Говоря об истории храма Живоначальной Троицы в Останкино, нельзя не вспомнить советское время. Тогда Троицкий храм не избежал участи большинства церквей. В 1922 году из церкви были изъяты все ценности. Вес окладов с икон и Евангелия составил более четырех пудов серебра. В 1930 году владение храмом перешло к антирелигиозному музею искусств. Затем здесь размещались фонды музеев усадьбы Останкино. В 1980-е годы церковь служила концертной площадкой. Служебная жизнь в храме была возобновлена 23 марта 1991 года.
Туристы часто посещают храм Троицы в Останкино. Как доехать к святому месту? Это можно сделать от станции метро «ВДНХ» на трамваях № 11 и № 17 в сторону телецентра до конечной остановки «Парк Останкино».