В древности люди также пользовались парфюмерной продукцией. В 2003 году археологи обнаружили на Кипре руины мастерской, где изготавливали духи. Известно, что в старину люди, как и сейчас, широко использовали цветы и травы, эфирные масла, минералы, смолы, различную ароматную древесину. Но античные духи значительно отличаются от современных. Чем? Несущей основой. Ароматы могут удерживаться в жире, что и использовали парфюмеры в старину. Поэтому ими «умащивались», втирая в кожу, волосы, бороды.
Первые современные духи появились в 1370 году в Венгрии. Именно там парфюмеры, чтобы преподнести в дар королеве Елизавете духи, растворили эфирные масла в алкоголе. «Венгерская вода» получила большую популярность в Европе в эпоху Возрождения. Но жизнь не стоит на месте, и центр производства парфюмерии сместился во Францию, которая и доныне удерживает за собой статус столицы духов. Пришло время познакомиться с тем, какой бывает парфюмерная продукция. В чем смысл аббревиатур EDP, EDT и EDC? Эта статья посвящена одному вопросу: между духами, одеколоном, туалетной и парфюмированной водой в чем разница?
Вся соль в концентрации?
Когда венгры стали растворять душистую суть аромата в нейтральном алкоголе, выявилась простая закономерность. Чем больше спирта, тем менее выраженным и резким становится запах парфюма. И, к тому же, сам продукт становится более дешевым. Ведь самое ценное в духах – это эфирные масла. Но, с другой стороны, продукт, где много спирта, более летуч. Поэтому запах такой парфюмерной продукции будет недолговечным.
В специализированных магазинах нередко можно увидеть один и тот же аромат, представленный в разных концентрациях. Часто фирмы выпускают какие-то духи в паре с идентичной туалетной водой. Назвать последнюю точной копией будет некорректно. Она отличается от духов не только более демократичной ценой. Разработчики сделали аромат молодежным, дневным или летним. По крайней мере, он более нежен и менее резок. Так чем отличаются духи и туалетная вода? Концентрацией эфирных масел.
Парфюмерные вещества
Французы, заполучив монополию на европейское производство духов, тут же ввели строгую классификацию товаров относительно процента содержания душистых веществ. И сейчас в мире действуют жесткие стандарты, введенные некогда Ассоциацией парфюмеров этой страны. Итак, давайте ознакомимся с ними.
- Первое, наиболее концентрированное вещество – это одно или смесь ароматических масел. Спирта там нет вообще.
- Следующими по шкале стоят духи. Они маркируются словами Parfum или Extrait. В продукции этого рода эфирных масел должно быть не менее 18 процентов. Обычная же концентрация духов – 25-30%.
- Парфюмерную воду нередко называют «духами на день». В ней концентрация ароматных веществ колеблется от 10 до 18%. Если духи сохраняют запах от 6 часов и дольше, то парфюмерная вода улетучивается за четыре. Этот вид продукции обозначается как EDP(Eau de Parfum).
- Следующей по шкале идет туалетная вода. Это продукция, где концентрация душистых веществ колеблется в пределах 4-10 процентов.
- Ступенькой ниже стоит одеколон. В отличие от EDT, Eau de Cologne (EDC), лишь на полтора процента состоит из ароматической композиции.
- И замыкает список солидная вода (Eau de Solide) с концентрацией масел в 1%.
Ольфакторный гардероб и место туалетной воды в нем
Каждый человек, который следит за собой, неважно – женщина это или мужчина, – должен иметь несколько видов парфюмерной продукции. Они могут быть одной ароматической композиции, но лучше, чтобы разных. И вот почему. Мы живем в стране, где четко различаются сезоны года. В летнюю жару, зимний мороз, весеннюю распутицу и осеннюю морось запахи звучат по-разному. Также бывают различные жизненные ситуации: встреча с друзьями, работа в офисе, деловое или романтическое свидание, поход в театр и, наконец, званый ужин или другое торжественное мероприятие. Именно под эти случаи разработчики парфюмерии и сочиняют свои композиции.
Как правило, настоящие духи звучат элегантно, но сильно, резко, мощно. Днем такой аромат вступает в определенный диссонанс с окружающей обстановкой офиса. Летом и в замкнутом помещении он может «задушить» окружающих. Парфюмерная вода создана для дневной носки. Молоденькие девушки, для которых Extrait слишком сложен и вычурен, могут носить ее вместо духов. Туалетная вода - это прекрасное приобретение для жаркого лета. И, наконец, одеколон. Он прекрасно освежает своего обладателя, а волна бергамота, лимона и лаванды дарит позитив всем окружающим.
Нужно ли иметь туалетную воду в своем ольфакторном гардеробе
Многие женщины в России думают, что такой вид парфюмерии - это удел бедных. Но в остальных странах другой взгляд на подобную продукцию. Духи люди используют лишь по особым случаям. Поэтому один флакончик хранится годами. А постоянно чаще всего используют «дневные духи», то есть парфюмированную воду. Именно этот вид продукции производители выпускают в огромных масштабах. А мужская парфюмерия вообще не поднимается в своей концентрации выше 15 процентов ароматических веществ.
Производители стремятся охватить как можно большую целевую аудиторию. Поэтому, наряду с парфюмированной водой, они часто выпускают и туалетную. Зачем? Этому есть несколько причин. Во-первых, для жаркого лета концентрация пафюмированной воды может показаться чрезмерной. И, во-вторых, на слишком юных особах мощный и сложный аромат сидит нелепо. Наконец, туалетная вода - это весьма и весьма бюджетный аналог парфюма. Поэтому ее просто необходимо иметь у себя в гардеробе, даже если у вас денег куры не клюют.
История туалетной воды
Мало кто знает, что прообраз этой парфюмерной продукции появился еще в античном мире. Люди разводили ароматические масла в воде и обрызгивали ею помещения (как освежитель воздуха), полоскали волосы и ткани. Но современная, растворенная в спирте, туалетная вода - это изобретение… Наполеона Бонапарта.
Когда великий полководец находился в ссылке на острове Святой Елены, у него стал подходить к концу его любимый одеколон. Тогда Бонапарт добавил во флакон масло бергамота. Свое изобретение Наполеон назвал Eau de Toilette – туалетной водой. Термин стал официальным в 20-х годах 19 столетия. Сейчас этот вид парфюмерной продукции стал наиболее популярным и востребованным. Он часто повторяет особо популярные духи-бестселлеры.
Туалетная вода и одеколон
Разница между этими двумя видами парфюмерной продукции состоит в концентрации эфирных масел. Повторимся: в одеколоне их всего 1-1,5%. Но на этом отличия не заканчиваются. У одеколона интересная история возникновения. Его формулу сочинил итальянский парфюмер Джованни Марио Фарина. В 1709 году он основал магазин в Кельне. Изобретенную им формулу он посвятил своей новой родине. Популярность «кельнской воды» (Kölnisch Wasser) объясняется еще и уровнем антисанитарии в те времена. Аромат цитрусовых очень удачно маскировал запах немытого тела.
Масла бергамота и лимона были основополагающими нотами в формуле Eau de Cologne. Одеколон появился в России вместе с войсками Наполеона. Местные парфюмеры внесли свой вклад в эту продукцию. Они добавили к бергамотовому и лимонному маслам нероли. Так возник всем известный «Тройной одеколон». Но многочисленные марки туалетной воды не всегда содержат цитрусовые ноты. Часто они бывают цветочными, фруктовыми, аквастическими, фужерными, ориентальными. Одеколоны же делают акцент на свежести.
Туалетная вода: обзор по классификации запахов
Комитет Парфюмеров Франции ввел в обиход шкалу ароматов, по которой можно систематизировать все новые появляющиеся в продаже духи и туалетные воды. Всего специалисты насчитывают 7 семейств запахов:
- Цитрусовые. Доминирует нота, извлеченная из цедры. Как и одеколон, придает образу свежести, энергии.
- Древесные. Доминируют сандал, кедр, ветивер. Теплые и сдержанные ароматы используются в унисексах. Подойдут для зимней носки и в офис.
- Цветочные. Название говорит само за себя. Цветочный аромат придаст образу романтичности, женственности. Такой парфюм подходит для первого свидания.
- Ориентальные. Используются восточные пряности, а также мускус и амбра. Подходят для не первого свидания, поскольку часто являются афродизиаками.
- Шипровые. Назван в честь острова Кипр, где и появился первый аромат из нот пачули, мха и ладана.
- Фужерные. Часто синтетические и сложные ароматы. Подходят для одежды кэжуал.
- Гурмандис. Недавно эта группа стала очень популярной. Кофе, шоколад, ваниль и прочие вкусности сделают желанной любую женщину.
Но практика, как известно, всегда сложнее теории, и зачастую образцы парфюмерной продукции принадлежат сразу к нескольким группам. Например, туалетная вода «Антонио Бандерас Майами Седакшн» для женщин, появившаяся в 2018 году, принадлежит и к фруктовому, и к цветочному семействам одновременно.
Парфюмерная пирамида
Как и у духов, у туалетной воды ароматы раскрываются постепенно. В 19 веке парфюмеры разработали учение о «пирамиде». Рассмотрим, что это такое, на примере туалетной воды Антонио Бандераса «Ее Ночной Секрет». Это фланкер 2016 г. на основной аромат «Her Secret», появившийся четырьмя годами ранее. Итак, пирамида делится на три части. Первая – верхние ноты. Это тот запах, который сразу же чувствуешь, едва открыв флакон.
В данной туалетной воде верхними нотами являются масла лимона, мандарина, зеленого яблока и ягод черной смородины. Через четверть часа начинает проявляться средний сегмент пирамиды, который парфюмеры называют «сердцем» аромата. В «Ее Ночном Секрете» это гардения и флердоранж. И наконец, послевкусие, шлейф парфюмерной композиции. Он проявляется позже, но и звучит дольше. В тестируемом нами образчике база состоит из теплых тонов амбры, сандала, бобов тонка и пачулей.
Туалетная вода-фланкер – что это?
Иногда модные дома выпускают аромат сразу в нескольких концентрациях. И в таком случае состав туалетной воды отличается от парфюмированной или духов только большим содержанием этилового спирта и воды. Но бывает – и довольно часто, – что фирма-производитель видоизменяет ароматическую формулу. Такие образчики называются фланкерами. Следует сказать, что производитель никогда не станет экспериментировать с провальными ароматами. Фланкерами обзаводятся только лидеры продаж. В туалетных водах парфюмеры:
- Меняют акценты, выделяя какую одну ноту. Тогда к основному названию прибавляются слова «Пачули», «Мандарин» и т. д.
- Делают сезонные версии. Тогда к имени добавляются «Summer», «Primavera» и т. п.
- Меняют целевую аудиторию. Например, делают мужской фланкер женского аромата или производят унисекс.
Что такое реплики в парфюмерии
Некоторые модные дома продают лицензии на изготовление своей продукции в другие страны. Поэтому даже в проверенных парфюмерных магазинах можно обнаружить французские духи, сделанные… в Турции и даже в России. И назвать это подделкой, с юридической точки зрения, нельзя. К примеру, туалетная вода «Босс» вполне легально выпускается компанией Procter & Gamble.
Но потребитель очень явственно почувствует разницу. Ведь, купив лицензию, такой производитель будет стараться удешевить себестоимость продукции. Он может использовать, вместо натуральных, синтетические материалы, или заменить стеклянных флакон пластиковым. Но, по крайней мере, в таких образчиках сохранена оригинальная формула. А ведь рынок наводнен еще и явным фальсификатом.
Как распознать реплику
Не спешите покупать продукт только потому, что тестер вам понравился. Ведь во флакончике для пробы содержится оригинальный аромат. А вот что разлито в бутылочки для продаж? Как отличить туалетную воду-оригинал от подделки? Прежде всего ориентируемся на штрих-код.
Первые три цифры должны совпадать с теми цифрами, которые присвоены стране. То есть, если на флаконе пишется «Made in France», то и штрих-код должен начинаться с цифр 30-37. А если там значится 460-469 или 869, парфюмерия была выпущена в России или Турции.
Продолжаем проверку
Но бессовестные фальсификаторы научились подделывать и штрих-коды. Поэтому продолжаем проверку. В ответе на вопрос, как отличить туалетную воду-оригинал от подделки, нам многое подскажет упаковка. Надписи должны быть без размазок, слюдяная оболочка наклеена ровно. Известные дома в коробочку с духами укладывают картонный каркас, чтобы флакон не болтался в футляре. Фальсификаторы часто пренебрегают этим.
Собираясь приобрести продукцию определенной фирмы, ознакомьтесь с тем, как оформлены ее флаконы. Сверьте наличие (или отсутствие) всех этих бантиков, подвесок, золотого тиснения и тому подобных элементов декора.