Роликовые подшипники: типы и размеры. Роликовый конический подшипник

Роликовые подшипники широко используются в промышленности благодаря способности выдерживать высокие нагрузки. Давайте разберемся, какие бывают типы этих важных деталей и как правильно подобрать их размер.

Назначение роликовых подшипников

Роликовые подшипники применяются там, где шариковые не могут быть использованы из-за высоких статических или динамических нагрузок. Они обладают рядом преимуществ:

  • Выдерживают большие радиальные, осевые и комбинированные нагрузки
  • Устойчивы к ударным воздействиям и вибрациям
  • Способны работать с высоким моментом при запуске механизмов

Широко применяются роликовые подшипники в тяжелом машиностроении, на транспорте, в горнодобывающей промышленности, энергетике. Например:

  • В буксах локомотивов и вагонов
  • Во вращающихся частях спецтехники
  • В металлургическом оборудовании
  • В мощных насосах и вентиляторах
Рабочий проверяет подшипник

Классификация по типу воспринимаемых нагрузок

Роликовые подшипники классифицируют по направлению нагрузки:

Радиальные роликовые подшипники

Предназначены для работы с перпендикулярными оси нагрузками. Имеют цилиндрические ролики. Часто применяются в электродвигателях, насосах, вентиляторах.

Набор разных подшипников

Упорные роликовые подшипники

Работают с осевыми нагрузками. Ролики имеют укороченную форму. Используются в станкостроении, где пространство ограничено.

Радиально-упорные роликовые подшипники

Применяются при комбинированных радиальных и осевых нагрузках. Конструкция позволяет работать с разнонаправленными силами.

Комбинированные роликовые подшипники

Объединяют свойства разных типов, например игольчатых и шариковых. Позволяют совместить высокую грузоподъемность и скорость.

Конструктивные особенности

По устройству различают следующие типы роликовых подшипников:

Однорядные и многорядные

В однорядных подшипниках ролики расположены в один ряд, в многорядных - в два или более рядов. Увеличение количества рядов повышает грузоподъемность.

Цилиндрические

Имеют цилиндрическую форму роликов. Предназначены для радиальных нагрузок. Обладают самоустанавливающимися свойствами.

Конические

Ролики имеют форму усеченного конуса. Позволяют работать с радиальными и осевыми нагрузками.

Сферические

Наружное кольцо имеет сферическую поверхность качения. Могут компенсировать перекос вала. Обладают самоустанавливающимися свойствами.

Игольчатые

Имеют удлиненные ролики, соотношение диаметра к длине 1:4 и более. Отличаются высокой грузоподъемностью при компактных размерах.

Разборные и неразборные роликовые подшипники

Существуют разборные и неразборные конструкции роликовых подшипников.

Преимущества разборных подшипников:

  • Упрощают монтаж и демонтаж
  • Позволяют заменить изношенные детали
  • Облегчают смазку подшипников

Неразборные подшипники сложнее монтировать, но обладают более высокой жесткостью.

При выборе конструкции стоит учитывать условия эксплуатации и требования к обслуживанию.

Роликовые подшипники с уплотнениями

Для защиты от попадания загрязнений применяют подшипники с уплотнительными устройствами.

Основные типы уплотнений:

  • Манжетные уплотнения
  • Сальниковые уплотнения
  • Лабиринтные уплотнения

Подшипники с уплотнениями не требуют частого обслуживания и смазки. Однако они дороже обычных и имеют несколько меньшую скорость вращения.

Выбор размеров роликовых подшипников

Правильный выбор размеров роликовых подшипников влияет на их долговечность и надежность. Существуют различные системы обозначения параметров:

  • Метрическая система (обозначения типа NU, NJ, NUP)
  • Дюймовая система (обозначения Conrad, SAE и др.)
  • Унифицированная система (ГОСТ, ISO)

Основные факторы, учитываемые при выборе:

  • Вид и величина нагрузок
  • Частота и скорость вращения
  • Температурный режим
  • Требуемый ресурс и надежность

Для конкретных условий эксплуатации необходимо выполнить расчет и подобрать оптимальные параметры.

Например:

Внутренний диаметр 50 мм
Наружный диаметр 80 мм
Ширина 15 мм

Исходя из этих данных, выбираем подшипник с обозначением NU5080ECMP/C3 по стандарту ISO.

Особенности роликовых конических подшипников

Роликовые конические подшипники имеют ролики в форме усеченного конуса и могут воспринимать комбинированные нагрузки.

Существуют однорядные и двухрядные конструкции. Однорядные используются реже из-за меньшей грузоподъемности.

Преимущества конических роликовых подшипников:

  • Высокая несущая способность
  • Устойчивость к ударным нагрузкам
  • Простота и надежность конструкции

К недостаткам можно отнести ограничения по скорости вращения.

Широко используются в тяжелых станках, прокатных станах, шахтном оборудовании.

При выборе обратите внимание на точность изготовления и качество сборки. Рекомендуется приобретать у проверенных поставщиков.

Расчет параметров роликовых подшипников

Для конкретных условий эксплуатации необходимо выполнить расчет основных параметров:

  1. Определить величину и характер нагрузок
  2. Рассчитать эквивалентную нагрузку
  3. Определить требуемую грузоподъемность подшипника
  4. Выбрать тип, конструкцию и размеры подшипника
  5. Проверить выбранный вариант по допускаемым нагрузкам и ресурсу

Для расчетов используются специальные методики, таблицы и номограммы. Рассмотрим пример.

Пример расчета параметров роликового подшипника

Имеются следующие исходные данные:

  • Радиальная нагрузка 100 кН
  • Осевая нагрузка 50 кН
  • Частота вращения 3000 об/мин
  • Требуемый ресурс 20000 часов

Вычисляем эквивалентную нагрузку:

P = (X*Fr + Y*Fa) * K,

где X = 1; Y = 1,2 (коэффициенты); Fr - радиальная нагрузка; Fa - осевая нагрузка; K = 1,2 (коэффициент режима).

Подставляя значения, получаем:

P = (1*100 + 1,2*50) * 1,2 = 192 кН.

По таблицам подбираем ближайшее значение динамической грузоподъемности - 200 кН.

Выбираем подшипник 32208 с грузоподъемностью 220 кН. Проверяем допустимую частоту вращения - 4000 об/мин. Ресурс составляет 25000 часов.

Таким образом, выбранный вариант удовлетворяет заданным требованиям с запасом.

Материалы деталей роликовых подшипников

От материалов деталей роликовых подшипников зависят их эксплуатационные характеристики.

Материалы колец

Кольца чаще всего изготавливаются из высококачественных сталей:

  • ШХ15, ШХ15С, ШХ9С - для работы без нагрева
  • ЭИ961, Р18 - жаропрочные стали
  • ЭИ698ВД - коррозионностойкая сталь

Материалы роликов

В качестве материалов для роликов используются:

  • ШХ15, ШХ9С - углеродистые и легированные стали
  • Ст3, Ст5 - для неответственных узлов
  • Керамика, пластмассы - работа без смазки

Материалы сепараторов

Для сепараторов применяют:

  • Сталь 08кп, 08Ю
  • Латунь Л63
  • Полиамид ПА6, текстолит

Правильный выбор материалов - залог долговечности и надежности роликовых подшипников в конкретных условиях эксплуатации.

Допуски на изготовление роликовых подшипников

От точности изготовления роликовых подшипников напрямую зависит качество их работы.

Стандарты устанавливают допуски на следующие параметры:

  • Радиальный зазор
  • Осевой зазор
  • Биение дорожек качения
  • Несоосность колец
  • Шероховатость поверхностей

К примеру, ГОСТ 8338-75 регламентирует значения радиального биения для разных классов точности от IT1 до IT11.

Современные производители контролируют эти показатели на всех этапах изготовления с применением высокоточного оборудования.

При выборе обращайте внимание на сертификаты качества и допуски по ГОСТ или ISO.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.