Компрессометр – незаменимый инструмент для диагностики технического состояния дизельных двигателей. Он позволяет быстро и с минимальными затратами получить данные о работе цилиндро-поршневой группы, выявить неисправности на ранней стадии и избежать серьезного ремонта. В этой статье мы разберем особенности использования дизельного компрессометра – от выбора прибора до интерпретации результатов замеров.
Назначение дизельного компрессометра
Компрессометр предназначен для замера давления газов в камере сгорания дизельного двигателя. Принцип его работы заключается в следующем:
- Прибор подсоединяется к двигателю через свечное отверстие или отверстие форсунки.
- При ходе поршня вниз в цилиндре создается давление, которое через шланг поступает к манометру компрессометра.
- Когда давление начинает падать, автоматический клапан перекрывает шланг, сохраняя показания.
- После замеров давление стравливается, и прибор отсоединяется.
По величине максимального давления можно судить о состоянии цилиндро-поршневой группы двигателя и выявлять такие неисправности, как:
- Неплотное прилегание поршневых колец
- Повреждение или износ гильз цилиндров
- Нарушения в работе клапанов
- Неполадки системы турбонаддува
Кроме того, показания дизельного компрессометра дают информацию о степени загрязнения воздушного фильтра, исправности форсунок и других узлов топливной системы. Поэтому прибор широко используется в экспресс-диагностике двигателей на СТО и в автосервисах.
Особенности конструкции дизельного компрессометра
Конструктивно дизельный компрессометр состоит из нескольких основных частей:
- Манометр для измерения давления.
- Гибкий армированный шланг высокого давления.
- Клапан сброса давления после замеров.
- Набор адаптеров и насадок для подключения.
- Кнопка сброса показаний манометра.
Рассмотрим назначение этих элементов подробнее.
Манометр и шланг
Манометр компрессометра измеряет давление газов в диапазоне до 60 атмосфер и выше. Шланг соединяет манометр с двигателем. Он должен выдерживать высокое давление и перепады температур, поэтому изготавливается из прочных материалов и армируется металлической оплеткой.
Клапан сброса давления
Клапан служит для сброса давления после проведения замеров. Он может быть автоматическим или ручным в зависимости от модели компрессометра.
Адаптеры и насадки
Адаптеры нужны для подсоединения прибора к двигателю через свечное отверстие или отверстие форсунки. В комплекте должны быть переходники под все распространенные типы резьбы.
Кнопка сброса
Кнопка сброса показаний на манометре используется перед началом замеров в очередном цилиндре, чтобы прибор показывал нулевое давление.
Порядок работы с дизельным компрессометром
Работа с компрессометром для дизельных двигателей включает следующие основные этапы:
- Подготовка двигателя к замерам (прогрев, остановка).
- Подключение компрессометра:
- Через свечное отверстие с помощью соответствующего адаптера. Или через отверстие форсунки при помощи переходника.
- Поочередный замер давления в каждом цилиндре.
- Фиксация показаний манометра в бар или атмосферах.
- Стравливание давления и отсоединение прибора после замеров.
- Расчет компрессии и сравнение результатов по цилиндрам.
Для получения точных результатов очень важна правильная последовательность действий на каждом этапе.
Критерии выбора дизельного компрессометра
При покупке компрессометра для дизеля следует обращать внимание на такие характеристики:
- Диапазон измерения давления (60 атм или больше).
- Погрешность показаний (желательно не более 3%).
- Наличие всех необходимых адаптеров и насадок в комплекте.
- Качество и длину шланга, материал манометра.
- Удобство в работе, компактность, наличие футляра.
- Стоимость прибора.
- Наличие гарантии от производителя.
- Отзывы других пользователей.
Стоит с осторожностью относиться к слишком дешевым моделям компрессометров, так как недорогие приборы часто дают неточные показания.
Особенности эксплуатации дизельного компрессометра
Чтобы продлить срок службы компрессометра, нужно правильно обращаться с прибором:
- Хранить в сухом месте в футляре или чехле.
- Периодически калибровать и проверять на точность показаний.
- Аккуратно обращаться с манометром, не допускать ударов.
- Следить за чистотой адаптеров, смазывать резьбу.
- В зимний период использовать специальные присадки в тормозную жидкость.
При появлении дефектов, например трещин на манометре или потере эластичности шланга, следует произвести ремонт или замену неисправных частей.
Рекомендуемые модели дизельных компрессометров
Рассмотрим некоторые популярные модели компрессометров для дизельных двигателей, представленные на российском рынке:
Отечественные компрессометры
Модель | Диапазон замера | Погрешность | Комплектация | Цена |
КМ-50М | 0-50 атм | 3% | Стандартный набор адаптеров | 3500 руб. |
ИНСА-ПКД | 0-250 бар | 2% | Расширенный комплект | 6500 руб. |
Импортные компрессометры
Модель | Диапазон замера | Погрешность | Комплектация | Цена |
Kraft KT1007 | 0-140 бар | 1% | Базовый набор | 9200 руб. |
SPER SCP5700 | 0-700 бар | 0,5% | Расширенный комплект | 17500 руб. |
Лучшее соотношение цены и качества демонстрируют отечественные модели ИНСА-ПКД и КМ-50М.
Советы по выбору и использованию дизельного компрессометра
Для получения максимальной отдачи от компрессометра дизельного рекомендуем придерживаться следующих советов:
- Подбирать комплект адаптеров исходя из моделей обслуживаемых автомобилей.
- Строго соблюдать инструкцию замеров от производителя прибора.
- Фиксировать результаты каждого замера для последующего анализа.
- Сравнивать показания по цилиндрам и выявлять отклонения.
- Регулярно проверять точность компрессометра с помощью эталонного манометра.
Правильное применение компрессометра для дизельных двигателей позволит получать достоверную диагностическую информацию и своевременно выявлять неисправности цилиндро-поршневой группы.