Подшипники - важнейшие детали машин. От правильного выбора подшипника зависит надежность и долговечность оборудования. Давайте разберемся, что из себя представляет один из самых распространенных подшипников - шариковый радиальный однорядный подшипник 210.
Общая информация о подшипнике 210
Шариковый радиальный однорядный подшипник 210 был разработан в СССР в 1930-х годах. Он стал одним из первых стандартизированных подшипников советской промышленности. Серийное производство 210-го подшипника было налажено на многих заводах: ГПЗ, ЗИЛ, МЗМА, СКБ и др. Этот надежный и недорогой подшипник нашел широчайшее применение в советских машинах и механизмах.
По конструкции 210-й подшипник представляет собой классический однорядный шариковый радиальный подшипник открытого типа. Он состоит из наружного и внутреннего колец, ряда шариков, размещенных в канавке внутреннего кольца, и сепаратора, разделяющего шарики. Вращение внутреннего кольца обеспечивается качением шариков по дорожкам качения наружного и внутреннего колец. Подшипник передает радиальные нагрузки и незначительные осевые.
Основные производители 210-го подшипника в России: ГПЗ, ЗИЛ, СКФ, КПБ, Ролтом, Волгоградский подшипниковый завод. Известны зарубежные аналоги: SKF 6210, FAG 6210, NTN 6210. Они полностью взаимозаменяемы по размерам с 210-м ГОСТом.
К достоинствам 210-го подшипника можно отнести:
- высокая несущая способность;
- простота конструкции;
- дешевизна;
- широкая распространенность.
К недостаткам относятся:
- низкая защищенность от пыли и влаги;
- повышенный шум при высоких скоростях;
- необходимость регулярной смазки.
Технические характеристики
Подшипник 210 выпускается согласно ГОСТ 3189-89 в нескольких исполнениях, различающихся допустимыми нагрузками, точностью и другими параметрами. Стандартные размеры подшипника 210 - наружный диаметр 90 мм, внутренний 50 мм, ширина 20 мм.
Маркировка подшипника 210 выглядит так: 210 ГОСТ 8338-75, где 210 - условное числовое обозначение размера, ГОСТ 8338-75 - обозначение стандарта.
Подшипник 210 рассчитан на следующие радиальные нагрузки:
- статические - до 17 кН;
- динамические - до 8,5 кН.
Допустимая осевая нагрузка составляет 30-40% от радиальной. Максимальная частота вращения - до 28 000 об/мин.
210-й подшипник выпускается в классах точности 6 (стандартный) и 5 (повышенной точности). Допустимый диапазон рабочих температур - от -60 до +120 °C.
Смазка подшипника 210 осуществляется консистентными смазками, например, Литол-24. Необходимо регулярно проверять состояние смазки и своевременно ее обновлять.
Уровень шума 210-го подшипника находится в пределах 60-75 дБА. На высоких частотах вращения шумность возрастает.
Типовые области применения подшипника 210:
- сельскохозяйственная техника;
- автомобильная промышленность;
- транспортное машиностроение;
- нефтегазовая отрасль;
- электротехническая промышленность.
210-й подшипник широко используется в таких механизмах, как:
- трансмиссии тракторов и автомобилей;
- редукторы;
- насосы;
- электродвигатели;
- компрессоры;
- вентиляторы.
При необходимости замены в старых механизмах подшипник 210 можно заменить на зарубежные аналоги SKF 6210, FAG 6210, NTN 6210 или другие подшипники того же размера.
Правила подбора
Для правильного подбора подшипника 210 необходимо:
- Определить условия работы и нагрузки на вал;
- Рассчитать эквивалентные радиальные и осевые нагрузки с запасом;
- Выбрать подходящий по размерам и характеристикам типоразмер 210-го подшипника;
- Проверить соответствие требованиям точности, шумности, смазки;
- Учесть стоимость и наличие на складах;
- Проверить совместимость с корпусом и другими деталями узла.
Особое внимание следует уделить точной посадке подшипника на вал, обеспечению герметичности и своевременной смазке. Неправильный монтаж может привести к преждевременному выходу из строя.
Эксплуатация и обслуживание
Для обеспечения долговечной работы подшипника 210 необходимо соблюдать правила его эксплуатации и обслуживания.
При монтаже подшипника следует:
- Тщательно очистить посадочные места от загрязнений;
- Нагреть подшипник до 80-100°С;
- Обеспечить плотную посадку без перекосов и ударов;
- Заполнить смазкой полость подшипника на 1/3 объема.
Для демонтажа рекомендуется:
- Разогреть корпус подшипника для облегчения извлечения;
- Использовать съемники, вводимые с торцов подшипника;
- Исключить ударные воздействия на дорожки качения.
В процессе работы необходим регулярный контроль:
- Температуры корпуса (не более +80°С);
- Уровня вибрации;
- Отсутствия посторонних шумов;
- Состояния смазки.
Периодичность смазки зависит от условий работы. Рекомендуется обновлять смазку через 5000 часов работы или 1 раз в 6 месяцев.
Возможные неисправности
К типичным неисправностям подшипника 210 относятся:
- Повышенный нагрев;
- Утечка смазки;
- Посторонние шумы (скрежет, стук);
- Увеличенная вибрация;
- Затрудненное вращение.
Причины - загрязнение смазки, недостаток смазки, неправильный монтаж, превышение допустимых нагрузок, износ/поломка деталей.
Для устранения неисправностей рекомендуется:
- Проверить качество смазки;
- Очистить и смазать заново подшипник;
- Отрегулировать преднатяг или заменить изношенные детали.
Ресурс и срок службы
При правильной эксплуатации ресурс подшипника 210 до первого ремонта составляет 5000-10000 часов работы в зависимости от условий.
Срок службы подшипника 210 зависит от:
- Интенсивности эксплуатации;
- Точности монтажа;
- Качества смазки и своевременности ее замены;
- Чистоты рабочей среды;
- Величины и характера нагрузок.
При соблюдении всех рекомендаций производителя средний срок службы составляет 3-5 лет.
Модификации подшипника 210
Кроме стандартного исполнения, выпускаются такие модификации подшипника 210:
- С уплотнением для защиты от пыли и влаги;
- С удлиненной внутренней обоймой;
- Из нержавеющей стали для агрессивных сред;
- Со смазкой для работы без дополнительной смазки;
- С сенсорами контроля температуры и вибрации.
Разрабатываются конструкции 210-го подшипника с улучшенными антифрикционными свойствами для расширения областей применения и увеличения срока службы.