Субъекты Российской Федерации играют ключевую роль в управлении огромной территорией нашей страны. Но что же такое субъект федерации? Каковы его полномочия и особенности? В этой статье мы разберемся, что представляют собой субъекты РФ, какое место они занимают в системе государственного устройства России. Узнаем историю их возникновения и особенности каждого типа субъектов. Рассмотрим структуру органов власти регионов и их взаимодействие с федеральным центром. Поймем, какое значение имеют субъекты федерации для эффективного управления огромной территорией России.
Что такое субъект федерации и каково его определение
Субъект федерации — это политико-административное территориальное образование в составе федеративного государства. Субъекты федерации обладают определенной автономией и самостоятельностью в решении вопросов местного значения.
В Российской Федерации, согласно Конституции, выделяется 6 типов субъектов:
- Республики
- Края
- Области
- Города федерального значения
- Автономная область
- Автономные округа
Конституция РФ гарантирует равноправие всех субъектов федерации, независимо от их территории и экономических показателей. Право выхода из состава РФ не предусмотрено.
Типы субъектов Российской Федерации
Рассмотрим подробнее особенности разных типов субъектов РФ:
- Республики. Республики обладают наибольшей степенью автономии among субъектов РФ. Они имеют собственную конституцию, государственные языки, помимо русского, и более широкие полномочия в сфере местного самоуправления. В России 22 республики.
- Края и области. Края и области являются наиболее распространенным типом субъектов РФ. В отличие от республик, они не обладают особым статусом и имеют меньший объем полномочий в сфере языка, культуры и местного самоуправления.
- Города федерального значения. Городами федерального значения в России являются Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Они обладают статусом субъекта РФ, но не входят ни в один другой регион.
Автономные округа и области
Автономные округа и области создаются в местах компактного проживания определенных этнических групп. Они наделяются дополнительными правами в сфере сохранения языка и культуры.
В таблице приведено сравнение особенностей разных типов субъектов РФ:
Тип субъекта РФ | Количество | Особенности статуса |
Республика | 22 | Могут иметь собственную конституцию и государственные языки |
Край | 9 | Не имеют особого статуса |
Область | 46 | Не имеют особого статуса |
Город федерального значения | 3 | Не входят в состав других субъектов РФ |
Автономный округ | 4 | Создаются для этнических групп |
Автономная область | 1 | Создается для этнической группы |
История образования и изменения числа субъектов РФ
Территориальное деление России на отдельные части имеет многовековую историю, в ходе которой менялись подходы к административному устройству государства.
В Древней Руси существовали земли-княжества, позднее объединившиеся в единое Московское государство. Административными единицами были уезды и волости.
Российская империя
При Петре I появились губернии, разделенные на провинции и уезды. При Екатерине II - наместничества, губернии и области.
После революции 1917 года образована РСФСР, в составе которой были автономные республики, области и округа. Их перечень закреплен в Конституции РСФСР 1978 года.
Современная Россия
С принятием Конституции 1993 года закреплено современное административно-территориальное деление на субъекты РФ. Их число и состав неоднократно менялись в 1990-2000-е годы в ходе объединения регионов.
Все субъекты РФ имеют сходную структуру органов власти, основанную на принципе разделения властей.
Законодательная власть
Высший законодательный (представительный) орган субъекта РФ, как правило, называется Законодательным Собранием или Государственным Советом. Он принимает региональные законы, утверждает бюджет и контролирует исполнительную власть.
Высшее должностное лицо субъекта РФ - это Губернатор или Глава региона. Он возглавляет высший исполнительный орган и правительство субъекта.
Судебная власть
Судебную систему в регионе возглавляет Верховный суд республики, краевой, областной суд. Также действуют районные суды, мировые судьи.
Три ветви власти взаимодействуют на основе системы сдержек и противовесов.
Полномочия между федеральной властью и субъектами РФ разграничены Конституцией РФ и федеральными законами.
Исключительные полномочия федерального центра
К исключительному ведению Российской Федерации относятся такие сферы как оборона, безопасность, внешняя политика, финансы, энергетика и др.
Сферы совместного ведения центра и регионов: образование, здравоохранение, социальная политика, культура, экология.
Полномочия субъектов РФ
Регионы самостоятельно решают вопросы регионального значения, устанавливают систему исполнительных органов власти.
Республики имеют дополнительные полномочия в сфере языка, культуры и местного самоуправления.
Бюджет, налоги и межбюджетные отношения в РФ
Бюджетная система РФ включает федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.
Основу доходов региональных бюджетов составляют налоговые поступления. К региональным налогам относятся налог на имущество организаций, транспортный налог.
Регионы получают дотации, субсидии и субвенции для выравнивания бюджетной обеспеченности и реализации различных программ.
Таким образом, бюджетные отношения между федеральным центром и регионами носят сложный характер.
Название субъектов российской федерации
Субъекты Российской Федерации имеют различные наименования в соответствии со своим статусом. Это республики, края, области, города федерального значения, автономные округа и области. Всего в Российской Федерации насчитывается 85 субъектов с разными названиями.
Внутри субъектов Российской Федерации также существует административно-территориальное деление. Основными типами муниципальных образований являются городские округа, муниципальные районы, городские и сельские поселения.