Заградительные светофоры: принцип работы и правовые особенности

Железнодорожный транспорт является жизненно важной отраслью экономики любой страны. От бесперебойной и безопасной работы этого сложного механизма зависит очень многое. В системе обеспечения безопасности движения поездов особая роль принадлежит заградительным светофорам - устройствам сигнализации, предупреждающим машинистов об опасности. Давайте разберемся в их устройстве и принципах работы.

Назначение и классификация заградительных светофоров

Заградительные светофоры - это сигнальные приборы, предназначенные для запрещения дальнейшего движения поезда в случае возникновения опасности на пути. Их основное назначение заградительные светофоры - обеспечить безопасность движения поездов и предотвратить аварии.

Заградительные светофоры устанавливаются на железнодорожных переездах, мостах, в тоннелях, на станциях - везде, где может возникнуть угроза безопасности движения. При появлении такой опасности заградительный светофор подает сигнал машинисту о необходимости экстренного торможения.

По принципу работы заградительные светофоры делятся на:

  • Автоматические - включаются автоматически при срабатывании датчиков опасности
  • Полуавтоматические - включаются диспетчером дистанционно
  • Ручные - включаются вручную непосредственно на месте установки

По месту установки различают заградительные светофоры:

  • Переездные - на ж/д переездах
  • Мостовые - на мостах
  • Тоннельные - в тоннелях
  • Станционные - на станциях и сортировочных горках

Заградительные светофоры отличаются от других видов светофоров (входных, маршрутных, выходных) тем, что дают однозначный сигнал об экстренной остановке поезда. Другие светофоры регулируют движение в штатном режиме.

Принцип работы и сигнализация

Вид сверху на перрон с зеленым сигналом

Работа заградительных светофоров основана на подаче световых сигналов машинисту поезда. Основные сигналы - красный и желтый.

Красный сигнал заградительного светофора означает безусловную остановку - машинист обязан немедленно остановить поезд. Этот сигнал включается при возникновении угрозы безопасности движения.

Желтый сигнал предупреждает машиниста о том, что впереди горит красный сигнал заградительного светофора. Желтый сигнал включается за определенное расстояние до опасного участка.

В ночное время для усиления восприятия сигналов могут использоваться дополнительные звуковые сигналы. Также применяется световая индикация включенного состояния светофора.

Включение и выключение сигналов заградительных светофоров происходит в автоматическом, дистанционном или ручном режиме в зависимости от типа светофора. Например, автоматический заградительный светофор на переезде включается при приближении поезда, фиксируемом датчиками.

Заградительные светофоры работают в тесной взаимосвязи с другими устройствами сигнализации и безопасности - датчиками движения, системами видеонаблюдения, другими видами светофоров.

В условиях недостаточной видимости (туман, метель) подаются усиленные сигналы - мигающие красные огни, громкие звуковые сигналы. Это повышает эффективность предупреждения машинистов в сложных погодных условиях.

Требования к установке заградительных светофоров

К установке заградительных светофоров предъявляется ряд требований, регламентируемых нормативными документами. Это необходимо для обеспечения их надежной работы.

Основные требования:

  • Расположение в зоне видимости машиниста
  • Установка с двух сторон пути
  • Расстояние от охраняемого объекта
  • Наличие предупредительных светофоров при недостаточной видимости

Например, на ж/д переезде заградительные светофоры устанавливают на расстоянии от 15 до 100 метров от переезда с каждой стороны. Их должно быть не менее двух - по числу путей.

При невозможности установки специальных заградительных светофоров могут использоваться другие виды светофоров, расположенных в зоне видимости охраняемого объекта.

Для каждого типа охраняемых объектов - переездов, мостов, тоннелей и т.д. предусмотрены дополнительные нюансы в требованиях к установке заградительных светофоров. Их нужно учитывать при проектировании системы сигнализации.

Таким образом, выполнение всех требований к установке гарантирует надежность работы заградительных светофоров. А это является залогом безопасности движения поездов.

Крупный план красного сигнала светофора

Оборудование и элементы заградительных светофоров

Заградительные светофоры состоят из следующих основных элементов:

  • Мачта - несущая металлическая конструкция, на которой закрепляется светофор.
  • Корпус - защищает внутренние части светофора от внешних воздействий.
  • Система питания - обеспечивает электропитание светофора.
  • Система управления - осуществляет включение необходимых сигналов.
  • Сигнальные приборы - фонари со световыми сигналами (лампы накаливания, светодиоды).
  • Линзы - фокусируют и направляют световые лучи.

Также могут использоваться дополнительные устройства - звуковая сигнализация, системы обогрева и очистки линз.

Оборудование заградительных светофоров разных типов имеет свои особенности. Например, на автоматических светофорах устанавливается более сложная система управления, взаимодействующая с датчиками.

Эксплуатация и обслуживание заградительных светофоров

Для обеспечения надежной работы заградительные светофоры нуждаются в правильной эксплуатации и регулярном техническом обслуживании.

После установки и подключения светофор проходит обкатку в течение 5-10 дней. Затем проводятся регулярные проверки исправности оборудования и четкости сигнализации.

Техническое обслуживание включает чистку и смазку механизмов, замену ламп, проверку электрических цепей. Плановый ремонт проводится 1-2 раза в год.

Особое внимание уделяется содержанию линз светофора в чистоте, так как загрязнения снижают видимость сигналов.

Работы по обслуживанию выполняются специально подготовленным персоналом с соблюдением правил техники безопасности.

Взаимодействие заградительных светофоров с системами ЖД автоматики

Заградительные светофоры работают в тесной интеграции с системами железнодорожной автоматики и телемеханики.

В частности, они взаимодействуют со следующими устройствами:

  • Автоматическая локомотивная сигнализация (АЛС)
  • Автоматическая переездная сигнализация (АПС)
  • Системы автоблокировки
  • Светофоры входные, маршрутные и др.
  • Датчики приближения поезда

Благодаря этому обеспечивается комплексное решение по обеспечению безопасности движения поездов при возникновении опасности.

Соблюдение Правил технической эксплуатации железных дорог

При эксплуатации и обслуживании заградительных светофоров обязательно соблюдение требований Правил технической эксплуатации железных дорог.

В частности, регламентируются:

  • Периодичность и порядок технического обслуживания заградительных светофоров.
  • Требования к содержанию устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ).
  • Порядок проверки правильности показаний заградительных светофоров.
  • Действия работников при неисправностях устройств СЦБ.
  • Меры безопасности при проведении работ на светофорах.

Соблюдение этих правил обязательно для обеспечения надежной и безаварийной работы на железнодорожном транспорте.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.
Новости и общество
Новости и общество
Новости и общество