Фазы газораспределения четырехтактного двигателя: основы работы

Фазы газораспределения - это временные интервалы, в течение которых происходит заполнение цилиндров свежей горючей смесью и выпуск отработавших газов в процессе работы двигателя внутреннего сгорания. Они оказывают значительное влияние на мощностные и экономические показатели работы двигателя.

Назначение механизма газораспределения

Газораспределительный механизм (ГРМ) - это комплекс деталей, обеспечивающий согласованную работу клапанов на впуске и выпуске в соответствии с тактами рабочего цикла двигателя. Он управляет моментами открытия и закрытия клапанов - теми самыми фазами газораспределения.

Элементы газораспределительного механизма

  • Распределительный вал (валики) с расположенными на нем кулачками
  • Клапаны и их привод (толкатели, штанги, коромысла)
  • Цепной или ременный привод распредвала от коленчатого вала

Все элементы жестко связаны между собой и синхронизированы с работой коленвала для обеспечения нужной последовательности открытия и закрытия клапанов.

Фазы газораспределения четырехтактного двигателя

Давайте рассмотрим фазы газораспределения на конкретном примере четырехтактного бензинового двигателя:

  1. Впускной клапан открывается за 12° до ВМТ коленвала
  2. Впускной клапан закрывается через 48° после НМТ
  3. Выпускной клапан открывается за 52° до НМТ
  4. Выпускной клапан закрывается через 12° после ВМТ

Такие интервалы опережения и запаздывания открытия клапанов по отношению к ходу поршня называются фазами газораспределения четырехтактного двигателя.

Движущиеся детали четырехтактного двигателя

Причины опережения и запаздывания фаз

Если бы клапаны открывались строго в момент достижения поршнем мертвых точек, это привело бы к снижению эффективности протекания рабочих процессов:

  • Ухудшилось бы наполнение цилиндров свежим зарядом
  • Снизилась интенсивность выпуска отработавших газов

Вот почему применяют опережение и запаздывание открытия клапанов относительно хода поршня - для улучшения этих процессов.

Регулировка фаз газораспределения

Для расширения эффективного диапазона работы двигателя и улучшения его технико-экономических показателей в различных режимах используется регулировка фаз газораспределения. Это позволяет оптимизировать процессы газообмена при изменении частоты вращения коленвала.

Наиболее распространены два основных метода регулировки:

  1. Изменение фаз сдвига распределительного вала относительно коленвала
  2. Изменение длительности открытия клапанов
Механик регулирует натяжитель цепи газораспределения

Способы регулировки фаз газораспределения

Рассмотрим более подробно существующие способы изменения фаз газораспределения четырехтактного двигателя:

  1. С изменением угла поворота распредвального вала (система VVT)
  2. Со смещением кулачков по оси распредвала (система VVL)
  3. С использованием дополнительных кулачков (система VVC)

Первые два метода позволяют регулировать только фазы открытия клапанов, в то время как третий способ дает возможность изменять также длительность их открытого состояния.

Особенности установки фаз газораспределения при регулировке

При выборе параметров фаз газораспределения необходимо учитывать:

  • Тип двигателя (бензиновый, дизельный)
  • Его геометрические размеры и тактность (4-х или 2-х тактный)
  • Назначение и expected_word_count рабочий диапазон оборотов

Обычно оптимальная настройка фаз газораспределения подбирается экспериментально в процессе тестовых испытаний.

Влияние регулировки фаз на работу двигателя четырехтактного типа

Главным образом изменение фаз газораспределения влияет на:

  1. Полноту сгорания топлива в камере
  2. Степень наполнения цилиндров воздухом
  3. Эффективность выпуска отработавших газов

В результате оптимизации этих процессов повышается мощность и крутящий момент при сохранении низкого расхода топлива.

Особенности установки механизма газораспределения

При монтаже механизма газораспределения необходимо обеспечить:

  • Выставление заданных фаз газораспределения с точностью 1-2°
  • Синхронность вращения распредвала и коленвала
  • Правильный момент затяжки крепежей и регулировку зазоров

От точности установки ГРМ зависит стабильность заданных фаз газораспределения и надежная работа всего двигателя.

Проверка фаз газораспределения

После установки механизма газораспределения необходимо выполнить контроль фактических фаз газораспределения и сравнить с заданными параметрами.

Для этого используют специальные устройства - тестеры фаз газораспределения. Они позволяют замерить углы опережения и запаздывания открытия клапанов по отношению к ходу поршней с точностью до 1 градуса.

Регулировка фаз газораспределения

Если измеренные параметры отличаются от заданных более чем на 2-3°, выполняют регулировку фаз газораспределения для приведения их в соответствие.

Для нерегулируемых механизмов это достигается путем подбора прокладок нужной толщины под крышкой головки блока цилиндров и гайками крепления распредвала.

Диагностика механизма газораспределения

В процессе эксплуатации двигателя необходимо периодически проводить диагностику механизма газораспределения, чтобы:

  • Выявить отклонения фактических фаз от заданных
  • Обнаружить износ и повреждения деталей

При этом проверяются люфты в приводе, состояние ремня, натяжителей, уплотнений. По результатам диагностики принимается решение о необходимости регулировки или ремонта.

Типичные неисправности механизма газораспределения

К распространенным неисправностям ГРМ относятся:

  • Нарушение регулировки фаз газораспределения
  • Поломка или растяжение цепи/ремня привода распредвала
  • Задиры и износ кулачков распредвала или толкателей клапанов

Эти неисправности могут привести к ухудшению технико-экономических параметров двигателя, а в случае серьезных повреждений - и к выходу его из строя.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.