«Я знаю лишь то, - говаривал древнегреческий мудрец Сократ, - что я ничего не знаю». Скромничал ли философ, или тем самым изрек еще одну мудрость: наши убеждения в истинности чего-либо всегда шатки, всегда относительны и могут рухнуть в один момент. Тогда можем ли мы утверждать, что абсолютная истина – полный нонсенс в нашем релятивном, изменчивом мире? Как же нам познавать окружающую действительность, если мы не будем уверены в правильности исходных позиций, от которых отталкиваемся, чтобы прийти к какому-то логическому заключению? Ведь даже дата нашего рождения (при условии, что наши родители ничего не перепутали) тоже может быть разной в зависимости от летоисчисления.
Но, тем не менее, в нашем познании мира есть такое понятие – «абсолютная истина». Определенным критерием, по которому мы можем судить, что какие-то утверждения верны абсолютно, является логика: если мы утверждаем, что А не тождественно Б, то совершенно правильно также и то, что Б не тождественно А. Но действительно ли А не тождественно Б – вот в чем вопрос! Часто наши умозаключения невероятно логически стройны, однако оказываются неправильными, шаткими, как красивый дом, построенный на песке. Помните: «Подуют ветры, поднимутся воды…»? Так и наши выводы иногда сносятся, как щепы, могучими новыми открытиями, которые переворачивают с ног на голову наш научный парадигмат.
Однако мы ведь как-то ориентируемся в этой объективной реальности, открывая все новые и новые горизонты. Фундаментальные законы мира заменяются другими фундаментальными законами, которые иногда дополняют прежние, а иногда выказывают их полную несостоятельность. Эта диалектика абсолютной и относительной истины и руководит нашим познанием. Главным признаком того, что наше понятие о чем-то как о полностью правильном ставится под сомнение, является несоответствие нашей практике.
Приведем простой пример: пока древние греки плавали только между островами Средиземного моря, кривизна поверхности Земли не играла большого значения для составления карт. Картографы переносили на плоскую поверхность очертания берегов и архипелагов и не получали в этом случае большого искажения. Однако сейчас, когда мы знаем о сферической форме нашей планеты, мы, глядя на карту мира, учитываем искажения (в этом смысле очертания Гренландии – не абсолютная истина). Примеры превращения абсолютной истины в относительную можно найти и в современности. Многие поколения мореплавателей считали Полярную звезду надежным ориентиром, указующим север. Практически истинно это и ныне. Но, учитывая движение нашей Солнечной системы относительно других звезд и галактик, нельзя утверждать, что такое положение дел сохранится через тысячи и десятки тысяч лет.
К тому же, поскольку в нашей практике Полярная звезда действительно на протяжении всей ночи не смещается и ее направление совпадает с направлением магнитной стрелки компаса, мы говорим: «То, что Полярная звезда указывает на север - абсолютная истина». То же самое мы можем говорить о вещах, которые истинны в определенной системе координат: например, что Москва находится на 56 градусах северной широты и 38 градусах восточной долготы (здесь мы оставляем за скобками, что именно находится в указанных координатах: Кремль, Мытищи или Люберцы). Или, например, что Бородинская битва произошла в 1812 году (если принять за основу летоисчисления Рождество Христово).
Бывают случаи, когда относительная и абсолютная истина являются объективными, то есть так или иначе истинно отражают существующую реальность. Если мы абстрагируемся от неэвклидовой геометрии, то утверждение «параллельные прямые не пересекаются» будет полностью верным. Однако существуют другие вроде бы правильные теории, которые с развитием наших знаний о мире оказываются ложными. Так, рухнуло представление человека о геоцентрическом устройстве мира. Замена старых концепций новыми происходит во всех науках, не только точных, но и гуманитарных. Например, долгое время историки считали еретиков-катаров манихеями и выходцами с Востока; теперь же для ученых не секрет, что эти религиозные диссиденты были европейскими христианами, только с некоторыми особенностями. Подход, при котором известные нам теории объявляются абсолютными, приводит к догматизму, тормозит развитие науки, но и мнение, что все утверждаемое – ложно, ведет к релятивизму и делает наше познание невозможным.