ДМРВ является одним из важнейших датчиков в современных системах впрыска топлива. От правильной его работы зависит расход топлива, динамика разгона, токсичность отработавших газов. Давайте разберемся с его устройством и диагностикой.
Назначение и принцип работы ДМРВ
ДМРВ (датчик массового расхода воздуха) предназначен для определения количества воздуха, поступающего в цилиндры двигателя. Эта информация необходима электронному блоку управления для расчета нужного количества топлива. Чем больше воздуха потребляет двигатель на разных режимах, тем больше топлива нужно впрыскивать, чтобы поддерживать оптимальное соотношение, называемое «крутящий момент».
Существует несколько типов ДМРВ:
- ультразвуковые;
- механические;
- термоанемометрические.
На автомобилях ВАЗ применяются ДМРВ термоанемометрического типа. Их принцип действия основан на измерении скорости потока воздуха с помощью нагретого до определенной температуры чувствительного элемента. При прохождении воздуха этот элемент охлаждается, а встроенная в ДМРВ микросхема поддерживает необходимую температуру за счет подводимой мощности. Чем выше расход, тем больше нужно энергии. По величине подводимой мощности и рассчитывается количество прошедшего воздуха в кг/час.
Информация о расходе передается в блок управления в виде аналогового сигнала напряжения от 0,5 до 4,5 Вольт.
Основные неисправности ДМРВ
Наиболее распространенная проблема ДМРВ - загрязнение чувствительного элемента. Это происходит из-за:
- проскока пыли и грязи, когда не меняют воздушный фильтр
- подсос воздуха до или после датчика
- попадания масла из системы вентиляции картера
При этом сигнал ДМРВ искажается, блок управления получает неверные данные о расходе воздуха и не может правильно рассчитать норму впрыска топлива.
Признаки неисправного ДМРВ:
- Повышенный расход топлива
- Неровная работа двигателя, рывки и провалы при ускорении
- Плавающие обороты холостого хода
- Плохая приемистость при средних оборотах
В идеале ДМРВ должен выдавать на холостом ходу при включенном зажигании напряжение в пределах 1±0,05 Вольта. Если же напряжение выходит за рамки 1,03 Вольта, это уже повод побеспокоиться. А значения больше 1,1 В с высокой вероятностью означают выход датчика из строя. Необходимо провести более тщательную диагностику и при необходимости заменить ДМРВ.
Какие ДМРВ ставятся на автомобили ВАЗ
датчик массового расхода воздуха дмрв
от компании BOSCH серии HFM5 устанавливался на ВАЗ в трех модификациях, которые при внешнем сходстве отличаются внутренними характеристиками и не взаимозаменяемы:
- ДМРВ 004
- ДМРВ 037
- ДМРВ 116
Первые ДМРВ 004 выпускались небольшими партиями и сейчас практически не встречаются. Основные отличия двух других:
Параметр | ДМРВ 037 | ДМРВ 116 |
Погрешность измерений | Выше | Ниже |
Цена | Дешевле ~ 30% | Дороже |
ДМРВ 037 ставился на ВАЗ 2111, 2112, 2123 и т.д. ДМРВ 116 использовался на Калинах и Приорах.
Стоит ли экономить на дешевом неоригинальном ДМРВ? Специалисты рекомендуют использовать именно фирменные запчасти BOSCH, поскольку некачественный датчик негативно влияет на расход топлива и может выйти из строя в самый неподходящий момент.
Распиновка контактов ДМРВ
Распиновка выводов ДМРВ в разъеме одинакова для всех модификаций 116, 037 и 004.
- 1 провод - питание нагревателя ДМРВ +12В
- 2 провод - сигнал датчика температуры воздуха
- 3 провод - масса ДМРВ и корпус автомобиля
- 4 провод - питание ДМРВ +5В
- 5 провод - выходной сигнал массового расхода воздуха
Знание распиновки необходимо для правильного подключения при замене ДМРВ, а также при его диагностике и проверке работоспособности.
Проверка ДМРВ без снятия с автомобиля
Чтобы проверить
ДМРВ, необязательно снимать его с места установки. Это можно сделать прямо на автомобиле с помощью мультиметра или диагностического сканера.
Проверка с помощью мультиметра
Для замера напряжения ДМРВ потребуется мультиметр. Схема проверки:
- Отключить разъем датчика
- Вставить плюсовой щуп мультиметра в 5 контакт разъема со стороны проводов
- Минусомультиметра подключить к массе автомобиля
- Включить зажигание и замерить напряжение
На холостом ходу исправный ДМРВ должен выдавать 1±0,05 Вольт. Это основной критерий работоспособности.
Помощь диагностического сканера
Современные автосканеры и адаптеры OBD2 позволяют получить более подробную информацию о ДМРВ в реальном времени:
- значение выходного напряжения
- расход воздуха в кг/час
- температура на входе
- обороты двигателя
- ошибки ДМРВ
Анализируя эти параметры на различных режимах работы двигателя, можно точно определить исправен ДМРВ или нет.
Распиновка разъема ДМРВ
При подключении нового ДМРВ важно соблюдать правильную распиновку
разъема. У ДМРВ ВАЗ она стандартная:
- +12 В (питание нагревателя)
- Сигнал ДТВ (датчик температуры)
- Масса
- +5 В (бортсеть)
- Выход (сигнал расхода)
Перепутывание +5 В и +12 В неизбежно приведет к выходу ДМРВ из строя. Поэтому при замене нужно быть предельно внимательным к порядку подключения выводов. Сделать это совсем не сложно.
Где находится датчик массового расхода воздуха
ДМРВ расположен в воздухозаборном тракте между воздушным фильтром и дроссельной заслонкой. Устанавливается ДМРВ строго вертикально или горизонтально осями. Никогда не допускается перекос или даже наклон более 45°, иначе показания расхода будут неверны.
Точное место установки ДМРВ зависит от модели двигателя и автомобиля. Но конструкция воздухозаборника похожа:
- Воздушный фильтр
- Датчик массового расхода воздуха
- Дроссельная заслонка
- Впускной коллектор
При этом ДМРВ часто интегрируют как модуль с датчиком абсолютного давления и датчиком температуры охлаждающей жидкости.
Как проверить датчик массового расхода после замены
После установки нового ДМРВ очень важно убедиться, что он работает корректно. Для этого достаточно выполнить следующие действия:
- Запустить двигатель
- Измерить напряжение на холостом ходу (должно быть 1±0,05В)
- Выполнить пробную поездку и оценить работу двигателя
Если на холостом ходу напряжение ДМРВ в норме - это главный признак исправности. Если же напряжение выходит за допуск или наблюдаются сбои в работе двигателя, нужно искать возможные ошибки при установке ДМРВ.