Автомобили с двигателем ЗМЗ-402 до сих пор популярны в России. Чтобы поддерживать работоспособность этого надежного мотора, автолюбителю приходится периодически регулировать его системы. Одна из важнейших процедур - настройка порядка работы цилиндров. От правильной последовательности вспышек зависят мощность и экономичность двигателя. Давайте разберемся, как устроен механизм газораспределения 402 мотора и как своими руками выполнить его регулировку.
Устройство и принцип работы газораспределительного механизма двигателя ЗМЗ-402
Газораспределительный механизм отвечает за поступление воздуха и выпуск отработавших газов в нужные моменты рабочего цикла двигателя. Основными его компонентами являются:
- Распределительный вал
- Толкатели клапанов
- Впускные и выпускные клапаны
- Пружины клапанов
Распредвал приводится в движение от коленчатого вала через зубчатую передачу. Он имеет специальные кулачки, которые по очереди нажимают на толкатели и открывают клапаны в нужной последовательности. Пружины возвращают клапаны в исходное положение после снятия усилия толкателя.
Фазы газораспределения - это моменты открытия и закрытия клапанов, измеряемые в градусах поворота коленвала относительно верхней мертвой точки (ВМТ):
Фаза | Открытие | Закрытие |
Впуск | 12° до ВМТ | 36° после НМТ |
Выпуск | 48° до НМТ | 12° после ВМТ |
Порядок открытия клапанов в цилиндрах двигателя ЗМЗ-402 следующий:
- Закрываются выпускные клапаны 1 и 2 цилиндров
- Открываются впускные клапаны 1 и 2 цилиндров
- Закрываются впускные клапаны 1 и 2 цилиндров
- Открываются выпускные клапаны 1 и 2 цилиндров
Эта последовательность повторяется для 3 и 4 цилиндров, причем с небольшим сдвигом по фазе. Так обеспечивается бесперебойная работа двигателя.
Впускные клапаны открываются в конце такта выпуска, чтобы наполнить цилиндр свежей горючей смесью. Выпускные открываются в конце такта сгорания, выпуская отработавшие газы. Правильная регулировка газораспределения обеспечивает поступление оптимального количества топливовоздушной смеси и полноту выпуска отработавших газов.
В зависимости от модификации двигателя ЗМЗ порядок работы цилиндров может отличаться. Например, на ЗМЗ-402 он 1-2-4-3, а на ЗМЗ-405 и ЗМЗ-406 - 1-3-4-2. Это нужно учитывать при подключении системы зажигания и других коммуникаций двигателя.
Признаки нарушения регулировки газораспределения
К основным неисправностям газораспределительного механизма относятся:
- Задиры и износ кулачков распредвала
- Поломка или ослабление пружин клапанов
- Износ торцов клапанов и седел
- Нарушение регулировки зазоров в клапанном механизме
Эти неисправности могут проявляться в виде:
- Повышенного шума при работе двигателя
- Неровной работы на холостом ходу
- Потери мощности и динамики разгона
- Повышенного расхода масла
- Детонации при резком наборе оборотов
Длительная эксплуатация с нарушенной регулировкой газораспределения приводит к преждевременному износу и поломке деталей:
- Поломка клапанов и их седел
- Износ поршневых колец и цилиндров
- Повреждение распределительного вала
- Выход из строя толкателей и шатунов
Чтобы не допустить дорогостоящего ремонта двигателя, регулировку газораспределения рекомендуется выполнять каждые 15-20 тысяч километров пробега в зависимости от условий эксплуатации.
Подготовка к регулировке газораспределения двигателя ЗМЗ-402
Для регулировки потребуются следующие инструменты и материалы:
- Набор торцевых ключей или головок
- Набор щупов для замера зазоров
- Монтажная лопатка
- Свечной ключ
- Новая прокладка клапанной крышки
- Чистая ветошь
Порядок работы цилиндров в двигателе ЗМЗ-402:
1 цилиндр | 2 цилиндр | 3 цилиндр | 4 цилиндр |
Допустимые значения зазоров в клапанах:
Тип клапана | Зазор (мм) |
Впускной, 1 и 4 цилиндры | 0,40 - 0,45 |
Выпускной, 1 и 4 цилиндры | 0,35 - 0,40 |
Впускной и выпускной, 2 и 3 цилиндры | 0,40 - 0,45 |
Перед непосредственной регулировкой необходимо:
- Установить двигатель в ВМТ первого цилиндра
- Снять крышку головки блока цилиндров
- Снять воздушный фильтр
- Отсоединить все шланги и электрические разъемы от крышки
Важно соблюдать меры безопасности - не прикасаться к горячим частям двигателя, работать в защитных перчатках, иметь огнетушитель под рукой.
Пошаговая инструкция регулировки газораспределения ЗМЗ-402
Регулировка газораспределения выполняется в следующем порядке:
- Установить коленвал в ВМТ по метке на шкиве для 1 цилиндра
- Отрегулировать зазоры в клапанах, начиная с 1 цилиндра
- Повернуть коленвал на полный оборот (360°) по часовой стрелке
- Отрегулировать зазоры в клапанах 3 и 4 цилиндров
- Установить крышку головки блока с новой прокладкой
- Запустить двигатель и проверить работу
Для регулировки зазора в одном клапане нужно:
- Ослабить контргайку регулировочного болта коромысла клапана
- Вставить щуп нужного размера между торцом клапана и коромыслом
- Поворачивая болт коромысла, добиться легкого перемещения щупа
- Зажать контргайку и проверить зазор щупом
При установке клапанной крышки важно соблюдать момент затяжки болтов 0,5-0,8 Нм и правильно подсоединить все шланги и разъемы.
После сборки нужно провернуть коленвал от руки и убедиться в плавности вращения. Затем запустить двигатель и убедиться в отсутствии посторонних шумов - это будет означать правильность регулировки газораспределительного механизма.
Таким образом, выполнив пошаговую инструкцию, можно своими руками отрегулировать газораспределение двигателя ЗМЗ-402. Придерживаясь правильной методики и соблюдая меры безопасности, это не займет много времени.
Регулировка угла опережения зажигания на двигателе ЗМЗ-402
Помимо газораспределения, важнейшим параметром, влияющим на работу двигателя ЗМЗ-402, является угол опережения зажигания. Он определяет момент подачи искры в цилиндр относительно положения поршня.
Система зажигания обеспечивает своевременное воспламенение топливовоздушной смеси. Оптимальный угол опережения зажигания позволяет достичь полного сгорания при минимальном объеме камеры сгорания. Это увеличивает мощность и снижает расход топлива.
О неправильной регулировке зажигания на двигателе ЗМЗ-402 свидетельствуют:
- Детонация и "звон пальцев" при резком разгоне
- Неровная работа на холостом ходу
- Потеря мощности и динамики
- Повышенный расход топлива
Для регулировки угла опережения зажигания потребуется:
- Стробоскоп
- Ключ для распределителя зажигания
- Отвертка
- Щуп для зазора свечей
Пошаговая инструкция регулировки угла опережения зажигания
- Подключить стробоскоп согласно инструкции
- Запустить двигатель и дать поработать до прогрева
- Направить вспышку стробоскопа на метку шкива коленвала
- Вращая диск распределителя, добиться неподвижности метки
- Зафиксировать положение распределителя
Оптимальное значение угла опережения зажигания на прогретом двигателе при полной нагрузке должно составлять около 5-10 градусов до верхней мертвой точки.
При эксплуатации автомобиля в условиях холодного климата рекомендуется увеличить угол на 5-10 градусов для облегчения пуска. При использовании низкооктанового топлива угол зажигания также следует увеличить.
Правильная регулировка угла опережения зажигания имеет большое значение для нормальной работы и ресурса двигателя ЗМЗ-402. Своевременная проверка этого параметра поможет избежать многих неполадок.
Обслуживание карбюратора на двигателе ЗМЗ-402
На автомобилях Волга и ГАЗель устанавливался карбюраторный двигатель ЗМЗ-402. Для нормальной работы его топливной системы требуется периодическое обслуживание карбюратора.
Основные работы по обслуживанию карбюратора:
- Чистка топливных жиклеров и каналов
- Проверка и регулировка CO
- Замена топливных фильтров
- Проверка работы поплавкового механизма
Признаки неисправностей карбюратора:
- Трудности с пуском и нестабильный холостой ход
- Перебои и неровная работа на разных оборотах
- Повышенный расход топлива
- Дымный выхлоп
Для качественного обслуживания карбюратора ЗМЗ-402 потребуются:
- Комплект отверток
- Емкость для бензина
- Чистящие жидкости
- Набор жиклеров
Какой порядок работы цилиндров у двигателя ЗМЗ-402
Порядок работы цилиндров - это определенная последовательность, в которой происходят такты в каждом цилиндре двигателя.
У четырехцилиндрового карбюраторного двигателя ЗМЗ-402 порядок работы цилиндров следующий:
- 1 цилиндр
- 2 цилиндр
- 4 цилиндр
- 3 цилиндр
Это отличается от классического порядка 1-3-4-2, применяемого на многих других двигателях.
Данная особенность нужно учитывать при подключении высоковольтных проводов, топливной магистрали, а также при регулировке работы двигателя.
Знание реальной схемы работы цилиндров поможет правильно синхронизировать процессы впуска, сгорания и выпуска, что важно для получения полной мощности и экономичности двигателя ЗМЗ-402.
Признаки неисправностей системы зажигания двигателя ЗМЗ-402
Нарушения в работе системы зажигания двигателя ЗМЗ-402 приводят к ухудшению его технических характеристик и могут стать причиной выхода из строя отдельных узлов и деталей.
К основным признакам неполадок системы зажигания относятся:
- Трудности с запуском двигателя
- Неровная работа на холостом ходу
- Перебои и провалы в работе на средних оборотах
- Потеря мощности и динамики разгона
- Повышенный расход топлива
- Детонация при резком наборе оборотов
Причинами этих неисправностей могут быть: загрязненные или изношенные свечи зажигания, нарушение зазора между электродами свечей, неисправность коммутатора или катушки зажигания, неправильная регулировка угла опережения зажигания.
Проверка технического состояния свечей зажигания
Свечи зажигания - один из наиболее важных компонентов системы зажигания двигателя. Состояние свечей напрямую влияет на качество искрообразования.
При осмотре свечей необходимо обращать внимание на:
- Целостность изолятора
- Состояние электрода (оплавления, коррозия, загрязнения)
- Цвет нагара строго по центру электродов
- Величину зазора между электродами (для ЗМЗ-402 - 0,7-0,8 мм)
При обнаружении дефектов свечи следует заменить. Ресурс свечей зажигания составляет 20-30 тысяч км пробега, поэтому их регулярная замена обязательна.
Поиск и устранение неисправностей в системе зажигания
Поиск неисправностей в системе зажигания ЗМЗ-402 начинают со свечей и проверки их искрообразования. Затем проверяют целостность высоковольтных проводов.
Далее необходимо протестировать катушку зажигания и распределитель. Их можно проверить подключением к аналогичным узлам от другого двигателя.
Также проверяют работу датчиков положения коленвала и распределительного вала. Неисправные датчики могут нарушать синхронизацию системы зажигания.
Все обнаруженные неисправности компонентов системы зажигания ЗМЗ-402 должны быть устранены для восстановления нормальной работы двигателя.
Регулировка и обслуживание карбюратора двигателя
На двигателе ЗМЗ-402 устанавливался карбюратор К-151 или аналогичный. Для обеспечения оптимального состава топливовоздушной смеси карбюратор требует периодической регулировки и обслуживания.
Основные регулировки карбюратора:
- Установка уровня топлива в поплавковой камере
- Регулировка состава смеси на холостом ходу
- Подбор жиклеров для средних и высоких оборотов
К обслуживанию относятся чистка топливных каналов и фильтров, промывка поплавковой камеры, замена диафрагм и прокладок.
Особенности эксплуатации двигателя ЗМЗ-402 после регулировки
После проведения регулировочных работ двигателя рекомендуется обратить внимание на следующие моменты:
- Прогреть двигатель перед нагрузкой
- Не допускать длительной работы на максимальных оборотах
- Использовать рекомендованное масло
- Избегать резких разгонов и торможений
- Следить за расходом масла и охлаждающей жидкости
Соблюдение правильной эксплуатации поможет надолго сохранить результаты регулировки двигателя и избежать дорогостоящего ремонта.