Коаксиальные динамики - оптимальное решение для автолюбителей, ценящих компактность и простоту установки. Но как не ошибиться с выбором? Давайте разберемся, что нужно знать о коаксиальных динамиках перед покупкой.
Что такое коаксиальные динамики и чем они отличаются от компонентных
Коаксиальные динамики — это акустические системы, в которых динамики высоких и низких частот расположены концентрично, то есть на одной оси в общем корпусе. В центре большого НЧ-динамика находится меньший по размеру СЧ/ВЧ-динамик. За счет такой компактной конструкции достигается экономия места и упрощается монтаж.
Основные преимущества коаксиальных динамиков:
- Компактные размеры
- Возможность установки в ограниченном пространстве
- Простота монтажа, не требуется дополнительная настройка
- Доступная цена
Недостатки коаксиальных динамиков по сравнению с компонентными коаксиальными динамиками:
- Худшее качество звучания из-за неидеальной развязки частот
- Ограничения по максимальной мощности усилителя
В отличие от коаксиальных, компонентные динамики имеют более сложную конструкцию, когда каждый динамик устанавливается отдельно в своем корпусе. Это позволяет добиться лучшего разделения частот и объемного звука, но требует большего места для размещения и дополнительных затрат на установку.
Основные параметры коаксиальных динамиков
При выборе коаксиальных динамиков стоит обращать внимание на такие основные характеристики:
Диаметр и размер динамиков
От диаметра НЧ-динамика напрямую зависит мощность и качество воспроизведения низких частот. Чем больше динамик, тем ниже и глубже басы он может произвести. Размер коаксиальных динамиков обычно выражается в дюймах (1”, 2”, 3” и т.д.) или сантиметрах (10см, 13см, 16см и т.д.).
Самые популярные размеры для автомобилей:
- 6,5 дюйма (16 см) — оптимальный выбор для большинства автомобилей
- 13 см — подходят для установки в передние двери компактных машин
Материалы корпуса и диффузоров
Качественные коаксиальные динамики изготавливаются из прочных и долговечных материалов, устойчивых к вибрациям и перепадам температур:
- Алюминий, магний, полипропилен для корпусов
- Бумага, алюминий, полипропилен для диффузоров НЧ-динамиков
- Ткань, алюминий, керамика для диффузоров ВЧ-динамиков
Влагозащищенность по стандартам IP
Эта характеристика показывает устойчивость динамиков к воздействию влаги, грязи и пыли. Чем выше класс защиты IP, тем надежнее динамики прослужат в автомобиле:
- IP65 — защита от пыли и брызг воды под любым углом
- IP68 – полная защита от пыли и возможность кратковременного погружения в воду
Мощность и сопротивление
Эти показатели нужно подбирать исходя из технических характеристик усилителя. Коаксиальные динамики обычно рассчитаны на мощность от 45 до 120 Вт RMS. Сопротивление (импеданс) чаще всего составляет 4 Ом.
Чувствительность и эффективность
Чувствительность показывает громкость, которую способен обеспечить динамик при подаче на него сигнала фиксированной мощности. Чем выше значение в дБ, тем меньшая мощность усилителя потребуется.
Эффективность измеряет отношение звукового давления к используемой электрической мощности. Обычно находится в диапазоне 80-95 дБ. Этот параметр важен для оценки реальной отдачи динамика.
Где лучше устанавливать коаксиальные динамики в автомобиле
При выборе мест для установки коаксиальных динамиков в автомобиле нужно учитывать конструктивные особенности и акустику салона конкретной модели:
Передние двери
Установка коаксиальных динамиков диаметром 13-16 см в передних дверях - популярное решение. Это позволяет максимально приблизить акустическую систему к водителю и переднему пассажиру для качественного стереозвучания.
Однако в компактных автомобилях могут возникнуть проблемы с размещением достаточно больших динамиков, особенно если конструкцией дверей не предусмотрены штатные места под акустику.
Задние двери
Установка коаксиальных динамиков сзади - хороший вариант, если нет возможности или необходимости ставить их спереди. Задние двери, как правило, позволяют разместить динамики диаметром до 16 см.
Главное при этом - правильно выбрать угол наклона, чтобы звук оптимально распространялся по салону к передним пассажирам.
Задняя полка
Типичным решением для универсалов и внедорожников является установка коаксиальных динамиков в задней полке. Это позволяет разместить достаточно большие акустические системы без ограничений по габаритам.
Правильная ориентация динамиков имеет большое значение для равномерного заполнения звуком салона. Динамики можно устанавливать как горизонтально, так и вертикально в зависимости от особенностей конкретной модели.
Подголовники
Встраивание небольших коаксиальных динамиков в подголовники передних сидений - оригинальное решение, позволяющее создать эффект "звука вокруг головы".
Однако такая установка имеет существенные ограничения для выбора размера акустических систем, поскольку подголовники рассчитаны на компактные динамики диаметром не более 10-13 см.
Какие коаксиальные динамики лучше для вашего автомобиля
Выбор оптимальной модели коаксиальных динамиков зависит от типа и размера вашего автомобиля, возможностей установки и бюджета.
Для компактных hatchback и седанов
Для небольших переднеприводных автомобилей, таких как Ford Focus, Hyundai Solaris, KIA Rio и др., лучше всего подойдут компактные коаксиальные динамики диаметром 13 см. Их можно установить в передние двери для улучшения штатной акустической системы.
Для кроссоверов, внедорожников и минивэнов
В автомобилях с большим салоном, как правило, достаточно места для размещения полноразмерных коаксиальных динамиков 16 см в задних дверях или задней полке. Это позволяет значительно улучшить качество звука по сравнению со штатной аудиосистемой.