Подростковый возраст - время бурных изменений и поиска своего места в жизни. Какая же деятельность является ведущей в этот период? Давайте разберемся.
В данной статье рассматриваются различные подходы к определению ведущей деятельности в подростковом возрасте. Анализируются такие виды деятельности, как общение со сверстниками, общественно полезная, проектная, социально-психологическая. Отдельное внимание уделяется роли взрослых в организации и сопровождении этих видов деятельности. Также затрагиваются гендерные аспекты, влияние семьи, группы сверстников, интернета на формирование приоритетной деятельности в данном возрасте.
Общение со сверстниками как ведущая деятельность в подростковом возрасте
Одной из первых концепций ведущей деятельности в подростковом возрасте была теория Эльконина. Он считал, что в этот период на первый план выходит общение со сверстниками. По его мнению, именно в начале подросткового периода деятельность общения и экспериментирование с отношениями к другим людям (поиски друзей, конфликты, смена компаний) становятся отдельной сферой жизни.
Через общение подростки реализуют свою основную потребность данного возраста - найти свое место в обществе, свою значимость. Уровень развития общения напрямую влияет на привлекательность тех или иных занятий и интересов.
Динамика мотивов общения со сверстниками в подростковом возрасте выглядит следующим образом:
- 10-11 лет - быть частью группы сверстников, заниматься общими делами;
- 12-13 лет - занять определенное место в группе;
- 14-15 лет - найти подтверждение ценности собственной личности, стремление к автономии.
Таким образом, общение, по Эльконину, позволяет подростку удовлетворить одну из важнейших потребностей данного возраста и именно поэтому выделяется в качестве ведущей деятельности.
Общественно полезная деятельность как ведущая
Другой подход предложил Фельдштейн. Он выдвинул концепцию общественно полезной деятельности как ведущей в подростковом возрасте. Это может быть:
- учебно-познавательная деятельность;
- производственно-трудовая;
- организационно-общественная;
- художественная;
- спортивная.
Главное - чтобы сам подросток ощущал реальную значимость этой деятельности, видел в ней пользу для других людей и общества в целом. Такая деятельность мотивируется личной ответственностью и самостоятельностью.
Отношение к общественно полезной деятельности меняется на разных этапах:
9-10 лет | появляется стремление к самоутверждению, признанию взрослыми |
10-11 лет | важна оценка возможностей от других людей |
12-13 лет | накопленный опыт актуализирует потребность в признании прав и включении в общество |
14-15 лет | проявление и реализация возможностей, определение социальной позиции |
Фельдштейн отмечает важность целенаправленного формирования общественно полезной деятельности у подростков. Это позволит им выйти на более высокий уровень мотивации и осознания своего места в обществе.
Таким образом, общественно полезная деятельность, по мнению Фельдштейна, является ведущей в подростковом возрасте, поскольку удовлетворяет базовые потребности подростка в самоутверждении, поиске своего предназначения и места в обществе.
Проектная деятельность как реализация авторства подростка
Еще одна концепция принадлежит Поливановой, которая называет проектную деятельность ведущей в подростковом возрасте. По ее мнению, важнейшим новообразованием в этот период является авторское действие - реализация собственных идей и замыслов.
Именно проектная деятельность позволяет подростку воплотить задуманное в реальность. Авторское начало крайне важно в подростковом возрасте для полноценного развития личности.
В то же время Поливанова подчеркивает, что подростку необходима помощь взрослого в реализации проектов. Наставничество позволит наиболее эффективно раскрыть потенциал подростка через творческую самореализацию.
Так проектная деятельность отвечает потребности подростка в признании себя как автора, творческой личности. Поэтому, с точки зрения Поливановой, именно она является ведущей в рассматриваемом возрасте.
Социально-психологическое экспериментирование
Еще один подход принадлежит Цукерману, который выделяет социально-психологическое экспериментирование в качестве отдельного вида деятельности подростков. По его мнению, в этот период подростки стихийно экспериментируют - ищут друзей, вступают в конфликты, выясняют отношения с окружающими.
Подростковый возраст является сензитивным периодом для постановки и решения задач личностного развития. Однако Цукерман подчеркивает, что для превращения стихийного экспериментирования в норму необходимо его целенаправленное проектирование и организация при участии взрослого.
Таким образом, социально-психологическое экспериментирование позволяет подростку познать себя, выстроить отношения с другими людьми и найти свое место в социуме.
Многоплановость ведущей деятельности подростка
Кондратьев придерживается точки зрения, что ведущая деятельность в подростковом возрасте носит многоплановый и полидеятельностный характер. По его мнению, ее основу составляют:
- интимно-личное общение;
- учебно-профессиональная деятельность.
Эти два компонента должны гармонично сочетаться. При нарушении баланса возникают проблемы личностного развития. Так, «зацикленность» только на учебе (тип «ботаника») или чрезмерное увлечение общением препятствуют поиску своего предназначения и места в обществе.
Таким образом, по мнению Кондратьева, ведущим видом деятельности подростка является сочетание интимно-личностного и учебно-профессионального компонентов. Их гармония крайне важна для полноценного развития.
Критика унифицированного подхода к ведущей деятельности
Более радикальную позицию занимает Асмолов. Он критикует попытки унифицировать ведущую деятельность подростков и приписать ей какой-то один вид.
По его мнению, сама личность определяет, какая деятельность для нее ведущая и важнейшая в подростковом возрасте. Это зависит от конкретных жизненных обстоятельств и ситуации развития.
Таким образом, с точки зрения Асмолова, какова ведущая деятельность в подростковом возрасте - вопрос индивидуальный, не существует какого-то универсального ответа.
Роль семьи в формировании ведущей деятельности
Семья играет важную роль в становлении личности подростка. Родители могут как способствовать развитию ведущей деятельности, так и препятствовать этому.
Важно поощрять увлечения ребенка, помогать в реализации его творческих и социальных проектов. Наставничество со стороны родителей позволит эффективно раскрыть потенциал подростка.
Однако излишняя опека и контроль могут подавить инициативу ребенка. Необходимо научиться гармонично сочетать заботу и предоставление свободы для саморазвития.
Гендерные различия ведущей деятельности
Существуют определенные гендерные различия в характере ведущей деятельности у мальчиков и девочек-подростков.
Так, мальчики чаще склонны к техническому творчеству, спорту, исследовательской деятельности. Девочки больше тяготеют к общению, художественному самовыражению.
Вместе с тем, встречаются и противоположные случаи. Важно учитывать индивидуальные интересы и не ограничивать ребенка стереотипными рамками.
Влияние хобби на личностное развитие
Различные хобби и увлечения оказывают большое влияние на развитие ценных качеств личности в подростковом возрасте.
Так, занятия музыкой, живописью, рукоделием способствуют раскрытию творческого потенциала, воспитывают терпение и усидчивость.
Командные виды спорта формируют умение работать в коллективе, брать ответственность.
Полезные хобби должны поощряться, поскольку они являются частью ведущей деятельности подросткового возраста.
Значение группы сверстников
Большое влияние на развитие личности подростка оказывает группа сверстников, особенно референтная.
С одной стороны, общение в группе дает возможность для самопознания, выстраивания отношений, обретения статуса и самооценки.
С другой стороны, существуют и негативные тенденции - риск вовлечения в деструктивные компании, подверженность вредным влияниям.
Поэтому взрослым важно наладить доверительный контакт с подростком, чтобы иметь представление о его окружении и при необходимости корректировать ситуацию.
Организация социальных проб подростка
Для полноценного развития подростку необходимо приобретать практический социальный опыт. Одна из форм такого опыта - социальные пробы.
Социальные пробы - это разовые мероприятия, которые моделируют различные аспекты деятельности взрослых: профессиональной, общественной и др.
Такие пробы должны организовываться с учетом интересов и склонностей подростка. Добровольность участия крайне важна для эффективности.
Грамотно организованные социальные пробы помогут подростку в профессиональном и личностном самоопределении, формировании целеустремленности и многих других качеств.
Влияние интернета на ведущую деятельность
Современные подростки уделяют много времени виртуальному общению и развлечениям в интернете. Это оказывает большое влияние на их развитие.
С одной стороны, интернет открывает массу возможностей для самореализации - ведение блогов, создание сайтов и сообществ по интересам и т.д.
Однако есть и негативные эффекты, такие как интернет-зависимость, кибербуллинг, влияние вредоносного контента.
Взрослые должны научить подростка разумному и безопасному использованию интернета, чтобы он стал платформой для саморазвития, а не ухода от реальности.
Реализация творческого потенциала
Нереализованный творческий потенциал часто является причиной личностных и поведенческих проблем подростков.
Поэтому так важно создавать условия для творческой самореализации - занятия искусством, литературное творчество, техническое моделирование и многое другое.
Творчество способствует раскрытию индивидуальности, формирует чувство собственного достоинства и жизненной перспективы.
Таким образом, возможность творить является ключевым аспектом ведущей деятельности подросткового возраста.
Роль волонтерства в личностном развитии
Добровольческая (волонтерская) деятельность формирует такие важные качества, как сострадание, отзывчивость, чувство гражданской ответственности.
Участие подростков в волонтерском движении дает возможность проявить себя, оказывая помощь другим людям и защищая общественные ценности.
По сути, волонтерство является видом социально значимой деятельности, что позволяет отнести его к числу приоритетных для подросткового возраста.
Преодоление инфантильности через ведущую деятельность
Ведущая деятельность подросткового возраста призвана помочь ребенку преодолеть инфантильность - чрезмерную зависимость от мира взрослых.
Освоение социально-значимых видов деятельности, в рамках которых требуется проявить самостоятельность и ответственность, помогает постепенно избавиться от инфантильности, которая тормозит личностное развитие.
Важно предоставлять подростку возможность проявить себя в общественной, профессиональной или волонтерской деятельности под грамотным педагогическим сопровождением. Это поможет преодолению инфантильности.
Помощь подростку в кризисной ситуации
Психологические кризисы зачастую сопровождают подростковый возраст, мешая нормальной ведущей деятельности.
В таких ситуациях подростку необходима помощь со стороны родителей и значимых взрослых. Помочь выйти из кризиса возможно путем обеспечения психологической безопасности, эмоциональной поддержки и интересной деятельности.
Грамотная помощь в кризисной ситуации позволит подростку скорее возобновить значимые виды деятельности для его личностного развития.
Учет возрастной динамики
На протяжении всего подросткового возраста приоритеты в ведущих видах деятельности изменяются. Важно учитывать эти возрастные изменения.
Так, в начале подросткового возраста резко возрастает потребность в общении со сверстниками и дружеских отношениях. А к концу этого этапа на первый план выходит личностное и профессиональное самоопределение.
Учет динамики ведущей деятельности на разных возрастных этапах позволит эффективно сопровождать личностное развитие ребенка.
Компенсация негативного влияния среды
Неблагоприятная социальная среда оказывает негативное влияние на ведущую деятельность подростков.
В такой ситуации важно помочь ребенку компенсировать этот дефицит путем развития его способностей в творческих и интеллектуальных видах деятельности.
Занятия спортом, искусством, наукой, актерским мастерством - все это поможет расширить границы мира подростка и заложить основу для полноценного развития личности.