Двигатель - сердце любого автомобиля. От его исправной работы зависит комфорт и безопасность поездки. Узнайте в этой статье все о ремонтных размерах поршней "ВАЗ-21083" и особенностях ремонта этого распространенного двигателя.
1. Общая информация о двигателе ВАЗ-21083
Двигатель "ВАЗ-21083" был разработан в начале 1990-х годов специально для модели "ВАЗ-2108". Он пришел на смену морально устаревшему карбюраторному двигателю "ВАЗ-2106" и стал первым инжекторным мотором в линейке автозавода.
Двигатель "ВАЗ-21083" оснащался центральным впрыском топлива и 8-клапанным распредвалом. Его рабочий объем составляет 1,5 литра, максимальная мощность - 75 л.с. при 5400 об/мин.
Конструктивно двигатель имеет рядное расположение 4 цилиндров, чугунный блок с "мокрыми" гильзами, алюминиевую головку блока цилиндров, привод распредвала ремнем ГРМ.
В дальнейшем этот двигатель производился в различных модификациях для широкой линейки автомобилей ВАЗ - от "классики" и "Самары" до "Калины" и "Приоры".
Преимущества "ВАЗ-21083":
- экономичность по расходу топлива;
- повышенная по сравнению с карбюраторным аналогом мощность;
- облегченный запуск двигателя при холодном пуску;
- высокий ресурс при соблюдении регламентов обслуживания.
Недостатки:
- неустойчивая работа на холостых оборотах из-за несовершенства системы управления;
- чувствительность к качеству бензина;
- повышенный износ деталей при неправильной эксплуатации.
2. Неисправности двигателя "ВАЗ-21083"
Основные неполадки "ВАЗ-21083" связаны с износом цилиндропоршневой группы, поскольку она работает в сложных термических и механических нагрузочных режимах.
Механическому износу в первую очередь подвергаются поршневые кольца. При этом уменьшается компрессия, резко возрастает расход масла, возникает дым на выхлопе, снижается мощность и динамика двигателя.
Частые причины выхода из строя поршневых колец:
- разжижение масла от перегрева или применения некачественного масла;
- попадание посторонних частиц в цилиндры при некачественном ремонте;
- естественный износ от пробега.
Для своевременной диагностики проблем с поршневой группой следует обращать внимание на такие симптомы:
- повышенный расход масла;
- снижение компрессии в цилиндрах;
- дымный выхлоп;
- падение мощности и динамики;
- увеличенный люфт между поршнем и цилиндром.
При появлении подобных симптомов следует провести диагностику двигателя и при необходимости отремонтировать цилиндропоршневую группу, не доводя мотор до серьезных поломок.
3. Ремонтные размеры поршней "ВАЗ-21083"
Стандартный диаметр цилиндров на данном двигателе составляет 82 мм. Для увеличения ресурса блока цилиндров в условиях ремонта предусмотрены 2 ремонтных размера:
- первый - 82,4 мм;
- второй - 82,8 мм.
Соответственно для каждого ремонтного размера выпускается отдельный комплект поршней и поршневых колец увеличенного диаметра.
Маркировка поршней "ВАЗ-21083" включает в себя следующие обозначения:
Обозначение модели двигателя | 2110 |
Номинальный диаметр | 82 |
Высота блока цилиндров | 452 мм |
Ремонтный комплект подбирается по соответствующим значениям диаметра и высоты блока в зависимости от состояния конкретного двигателя. Например, ремонтный комплект для "ВАЗ-21083" на 0,4 мм будет иметь маркировку:
- 21104;
- диаметр цилиндров 82,4 мм;
- высота блока 452 мм.
При выборе запчастей важно учитывать все нюансы маркировок, чтобы гарантировать полную взаимозаменяемость нового комплекта с вашим двигателем.
4. Замена изношенных поршневых колец
О необходимости замены ремонтные размеры поршней "ВАЗ-21083" свидетельствуют:
- повышенное потребление масла;
- снижение компрессии;
- дымный выхлоп.
При этом рекомендуется менять сразу весь комплект поршневых колец - 2 компрессионных и 1 маслосъемное.
Пошаговая инструкция замены колец:
- Слить охлаждающую жидкость и отсоединить радиатор.
- Снять головку блока цилиндров.
- Вывернуть свечи зажигания.
- Снять шатуны с поршнями.
- Удалить старые кольца из поршневых канавок.
При установке новых колец важно соблюдать правильную последовательность их расположения в поршне:
- маслосъемное кольцо;
- нижнее компрессионное кольцо;
- верхнее компрессионное кольцо.
После замены колец и сборки двигателя рекомендуется обкатка в несколько сотен километров на средних оборотах для приработки цилиндропоршневой группы.
5. Раскоксовка поршневых колец
Карбюратор может закоксовать поршневые кольца из-за использования некачественного топлива, разжижения масла, длительных простоев двигателя.
Для раскоксовки поршневых колец применяют специальные составы:
- Wynn's Engine Flush;
- LIQUI MOLY Engine Flush;
- STP Engine Flush.
Процедура раскоксовки выполняется следующим образом:
- Залить средство в систему охлаждения.
- Запустить и прогреть двигатель.
- Дать поработать 10-15 минут.
- Слить состав и промыть систему.
Перед применением обязательно изучите инструкцию производителя и строго соблюдайте меры предосторожности.
6. Расточка цилиндров
Руководства рекомендуют растачивать цилиндры, если износ превышает предельные значения или они имеют овальную форму. Расточку производят под следующий ремонтный размер с установкой соответствующего комплекта поршней.
Для качественного проведения руководства расточных работ потребуется:
- расточной станок;
- набор расточных резцов;
- нутромер;
- штангенциркуль.
Растачивание цилиндров - ответственная операция, требующая строгого соблюдения технологии для обеспечения геометрически правильной формы цилиндра и точного размера.
7. Тепловой зазор между поршнем и цилиндром
Для компенсации теплового расширения деталей цилиндропоршневой группы при работе двигателя между поршнями и гильзами выдерживается тепловой зазор.
Рекомендуемый зазор между поршнем и цилиндром "ВАЗ-21083" должен быть в пределах:
- для компрессионных колец - 0,012-0,064 мм;
- для маслосъемного кольца - 0,030-0,070 мм.
При меньших значениях возможен задир поршня о стенки цилиндра, при больших - падение компрессии и расход масла.
Тепловой зазор определяют специальным нутромером через отверстия под свечи зажигания.
8. Увеличение моторесурса
Ресурс двигателя "ВАЗ-21083" при штатной комплектации составляет 250-300 тыс. км. Для его увеличения рекомендуется:
- использовать качественное масло класса не ниже SF;
- регулярно менять масло;
- не превышать интервалы замены расходных деталей.
8. Увеличение моторесурса
Ресурс двигателя "ВАЗ-21083" при штатной комплектации составляет 250-300 тыс. км. Для его увеличения рекомендуется:
- использовать качественное масло класса не ниже SF;
- регулярно менять масло;
- не превышать интервалы замены расходных деталей.
Качественные моторные масла
Для двигателя "ВАЗ-21083" оптимально подходят полусинтетические и синтетические моторные масла классов SL и SM со следующими характеристиками:
- вязкость по SAE 5W-30 или 5W-40;
- содержание сульфатной золы не более 1,6%;
- щелочное число 8-9 мг KOH/г.
Рекомендуем обратить внимание на такие марки масел, как:
- Mobil Super 3000 Formula SL 5W-30;
- Castrol Magnatec Stop-Start 5W-30.
Периодичность замены масла
Регулярная своевременная замена масла - залог долговечности двигателя. Для "ВАЗ-21083" рекомендованы следующие интервалы:
- при эксплуатации в условиях города - каждые 5-7 тыс. км;
- в загородном цикле и на трассе - каждые 10-15 тыс. км.
Ориентироваться нужно на техническое состояние масла по данным анализа, а не только на пробег.
Замена расходных запчастей
Для поддержания исправности и ресурса двигателя "ВАЗ-21083" требуется периодическая замена таких элементов:
- приводные ремни - 60-80 тыс. км;
- свечи зажигания - 20-40 тыс. км;
- топливный фильтр - каждые 15-20 тыс. км.
Также важно соблюдать периодичность замены масляного и воздушного фильтров, ОЖ, тормозной жидкости.
Профилактика и диагностика
Для своевременного выявления проблем в работе двигателя и планирования ремонтных работ необходимо регулярно проводить:
- контроль компрессии в цилиндрах;
- замер тепловых зазоров;
- анализ продуктов износа по данным ФСА масла.