Свечи зажигания являются деталью, которая подлежит замене где-то через 30-35 тыс. километров пробега. А для машин спортивного типа замена свечей осуществляется через 15-20 тыс. км. Это связано с воздействием агрессивной внешней среды с высокими температурами и электроразрядами на отдельные элементы конструкции свечи.
Обычная автомобильная свеча состоит из центрального электрода, бокового электрода, уплотнителя, металлической оболочки, изолятора, ребер изолятора (для лучшего схода искры) и контактного выхода. Из строя, как правило, выходят электроды, которые выжигаются под воздействием высоких температур, нарушая заданное расстояние между собой (между боковым и центральным электродом), именуемое зазором свечей зажигания. Также может пострадать изолятор, в результате чего в свече не образуется искра, что отражается на работе двигателя.
Замена свечей зажигания производится в соответствии со спецификацией, указанной в техническом паспорте автомобиля. Специалисты рекомендуют производить ее в срок и в полном комплекте, т.к. изношенная свеча может создать угрозу детонации двигателя, в случае которой возникнет необходимость в весьма дорогостоящем ремонте.
В общем случае рекомендуется ставить «родные» свечи, однако если таковых нет под рукой или есть желание поставить более эффективные запчасти такого рода, то можно воспользоваться тем, что в автомобильной промышленности предусмотрена взаимозаменяемость свечей зажигания. Т.к. универсальной международной маркировки для свечей зажигания не существует, то подбор свечи осуществляется с помощью таблиц, где российским свечам (кодировка часто начинается на «А») сопоставляются свечи немецкого, французского, американского, чешского, японского и др. производства.
Замена свечей может производиться с учетом стиля и места вождения автомобиля (город, трасса). Чем агрессивней стиль, тем больше должно быть калильное число, которое является обратно пропорциональным температуре в контуре изолятора. В ряде случаев на работе автомобиля положительно может сказаться использование свечей с платиновыми вставками или свечей с несколькими боковыми электродами, которые служат дольше обычных за счет большей устойчивости к коррозии (платина) или равномерного распределения разряда между 3-4 электродами.
Опытные автолюбители знают, как поменять свечи зажигания, не обращаясь в автомастерскую. Для этого, во-первых, отключаются элементы зажигания (выкручиваются ключом на 10-12). Во-вторых, перед сменой свечей вокруг них счищается грязь во избежание попадания мусора в двигатель. Это делается с помощью компрессора для шин, компрессора высокого давления или простой щетки. Далее берется свечной ключ, имеющий специальную головку с прокладкой, свеча зажигания откручивается и вынимается. Новые свечи вкручиваются также с помощью свечного ключа, зажигание подсоединяется на место. Операция занимает около десяти-пятнадцати минут.
В основном свечи зажигания меняются на новые. Однако в некоторых случаях после незамысловатых операций «жизнь» свечи можно продлить. Ее очищают от нагара растворителем, исследуют на предмет отсутствия повреждений, проверяют на работоспособность на специальных стендах, регулируют зазор между основным и дополнительным электродом и устанавливают обратно.
Отметим, что некоторые образцы современной автомобильной техники являются настолько сложными, что замена свечей на них в кустарных условиях невозможна. В этом случае ничего не остается, как обратиться по поводу смены свечей зажигания в специализированный сервис. Стоимость услуги не очень высока – от 300-400 рублей и зависит от конструктивных особенностей машины конкретной марки.