Для начала работы двигателя необходимо воспламенение смеси в цилиндрах. Для этого используется свеча зажигания, между электродами которой возникает искра, воспламеняющая смесь в двигателе автомобиля. От состояния свечей во многом зависит нормальный запуск и работоспособность двигателя.
Любая свеча зажигания имеет стальной корпус. На его нижней части есть резьба для вворачивания свечи и ее бокового электрода в часть камеры. Внутри корпуса свечи, в герметизированном изоляторе имеется металлический стержень, он служит центральным электродом. На его верхней части находится резьба для подведения наконечника бронепровода. Основой свечи служит керамический изолятор.
Для правильной и долговечной работы нижняя часть изолятора при работающем двигателе должна достигать температуры до 6000 С. В этих условиях происходит полное сгорание масла, которое попадает на электроды, и не образуется нагар. При таком температурном режиме обеспечивается самоочищение свечи.
Если температура более низкая, масло не полностью сгорает, и на электродах, изоляторе и корпусе свечи образуется нагарная корка. Результатом этого является сбой ее работы, исчезновение подачи искры (разряд не может пробиться через слой отложений). В таких случаях происходит калильное зажигание, то есть топливная смесь зажигается не от электроискры, а от взаимодействия и непосредственного контакта с раскаленными частями свечи.
Конструктивные особенности центрального электрода и изолятора делят свечи на холодные (с наибольшей теплоотдачей) и горячие (с малой теплоотдачей). Способность скапливать тепло характеризует калильное число свечи зажигания. Оно обозначается на свече и означает время (в секундах), после которого возникнет калильное зажигание.
Каждый автовладелец, ухаживающий за своим авто, знает, как проверить свечи зажигания на загрязнения и отложения. При хорошо работающем двигателе, правильно настроенном карбюраторе/инжекторе и зажигании, при правильной работе самих свечей можно увидеть на них отложения светло-коричневого цвета.
Появление светло-серого или белесого налета на конусе изолятора говорит о присутствии таких проблем, как небольшое октановое число топлива, перегрев свечей из-за неправильной установки зажигания, бедный состав рабочей смеси.
Сухой черный рыхлый нагар свидетельствует о переобогащении смеси, позднем зажигании, довольно частой работе двигателя вхолостую. Если отрегулировать систему зажигания, нагар исчезнет.
Маслянистый черный налет является признаком холодной свечи. Искра на ней не появляется, или отсутствует компрессия в цилиндре, и он не дает положенной мощности, в результате чего двигатель работает неровно.
Красно-коричневые отложения на конусе изолятора являются результатом сгорания топлива, в котором содержится много присадок. Такая свеча зажигания подлежит замене или механической очистке.
Можно смело сказать, что свеча зажигания нерабочая, если: ее резьба в масле, ободок корпуса покрылся рыхлым черным нагаром, темно-коричневые пятна на электродах и изоляторе, сколы и выгорания на конусе изолятора. Замасленные свечи в двигателе с огромным пробегом говорят об износе поршней, цилиндров, колец.
Уменьшить и исключить различные неприятности поможет квалифицированное обслуживание авто, через каждые 15-20 тысяч км, и своевременное устранение неисправностей.