Классический двигатель ВАЗ 2103 до сих пор пользуется популярностью у автолюбителей благодаря простоте конструкции, ремонтопригодности и надежности. Давайте разберемся в особенностях этого мотора и узнаем, почему он считается одним из лучших для "Жигулей".
История создания двигателя ВАЗ 2103
Прототипом для двигателя ВАЗ 2103 послужил мотор итальянского автомобиля Fiat 124 объемом 1,2 литра. В 1966 году был подписан договор о сотрудничестве между СССР и итальянской компанией Fiat, в рамках которого планировалось наладить производство автомобилей на базе моделей Fiat на Волжском автозаводе.
Инженеры АвтоВАЗа совместно с итальянскими коллегами разработали модернизированный вариант двигателя Fiat 124. Основными отличиями стали увеличенный до 1,5 литра рабочий объем, полученный за счет расточки цилиндров, а также применение цепного привода ГРМ вместо ременного.
ВАЗ 2103 появился в 1972 году и стал первой четырехглазой моделью "Жигулей". Может это и стало поводом для оснащения автомобиля новым и мощным агрегатом, развивающим 71 л.с.
Впервые новый двигатель был установлен на автомобиль ВАЗ 2103 "Жигули" в 1972 году. Он сразу зарекомендовал себя как надежный и неприхотливый в эксплуатации, что и определило его долгую "жизнь" на конвейере АвтоВАЗа.
Конструктивные особенности
Двигатель ВАЗ 2103 имеет классическую компоновку и состоит из следующих основных узлов и деталей:
- Блок цилиндров отлитый из чугуна, не гильзованный. Высота блока увеличена по сравнению с Fiat 124.
- Коленчатый вал с увеличенным ходом поршня и увеличенным размером кривошипа.
- Шатуны длиной 136 мм, заимствованные у двигателя ВАЗ 2101.
- Поршни из алюминиевого сплава, с тремя поршневыми кольцами.
- Алюминиевая головка блока цилиндров с распредвалом и клапанами.
- Двухрядная роликовая цепь для привода ГРМ.
- Карбюратор с вакуумным регулятором опережения зажигания.
Конструкция двигателя отличается простотой и технологичностью, что положительно сказывается на ремонтопригодности и ресурсе. Разборка не представляет особых сложностей даже для начинающего автолюбителя.
Технические характеристики
Рассмотрим основные технические показатели двигателя ВАЗ 2103:
Объем двигателя | 1,5 л |
Диаметр цилиндра | 76 мм |
Ход поршня | 80 мм |
Мощность | 71 л.с. при 5200 об/мин |
Крутящий момент | 104 Нм при 3200 об/мин |
Ресурс до капремонта | 125 тыс. км пробега |
При правильной эксплуатации ресурс двигателя может достигать 250-300 тысяч километров. Отмечается высокая ремонтопригодность благодаря доступности запчастей и простоте конструкции.
К основным недостаткам двигателя ВАЗ 2103 можно отнести быстрый износ распредвала из-за отсутствия натяжителя цепи. Также возможны случаи перегрева при неисправном термостате или водяном насосе.
Тем не менее, двигатель 2103 зарекомендовал себя как один из самых надежных и долговечных среди автомобилей ВАЗ. Многие автовладельцы отмечают его неприхотливость и удобство в управлении автомобилем с таким мотором.
Модификации двигателя ВАЗ 2103
Помимо базовой модели, выпускались экспортные и форсированные варианты двигателя ВАЗ 2103.
Для экспорта в Европу комплектовались моторы с уменьшенным до 1,2 литра рабочим объемом (обозначение 21035). Также выпускалась экспортная модель с 1,6-литровым 80-сильным двигателем и автоматической трансмиссией (21031).
Для гоночных автомобилей и любителей тюнинга выпускались форсированные версии двигателя ВАЗ 2103 мощностью до 125 л.с. Путем установки спортивных распредвалов, поршней и других тюнинговых элементов, мотор мог выдавать около 200 л.с.
Тюнинг двигателя ВАЗ 2103
Большой потенциал для тюнинга заложен в классическом двигателе ВАЗ 2103. Благодаря технологичной конструкции, можно повысить мощностные показатели на 30-50% относительно серийной версии.
Основные направления тюнинга:
- Установка спортивных распредвалов с большим подъемом клапанов
- Шлифовка и портирование головки блока цилиндров
- Установка форсированных поршней
- Замена впускного коллектора и выхлопной системы
- Установка турбонаддува или компрессора
Вышеперечисленные мероприятия в комплексе позволяют повысить отдачу двигателя 2103 до 180-200 л.с. Однако стоит соблюдать разумную осторожность, так как чрезмерное форсирование может существенно снизить ресурс мотора.
Ремонт двигателя ВАЗ 2103 своими руками
Простота конструкции двигателя 2103 позволяет выполнить его разборку и ремонт в гаражных условиях при наличии необходимого инструмента и навыков.
Для разборки понадобятся торцевые головки, отвертки, съемники подшипников коленвала и другой необходимый инструмент.
Главное при самостоятельном ремонте – это качественные запчасти. При их покупке следует обращать внимание на производителя, так как в продаже много подделок. В качестве альтернативы можно приобрести контрактный двигатель 2103 по цене от 30 до 45 тысяч рублей.
Рекомендации по эксплуатации двигателя ВАЗ 2103
Чтобы обеспечить долгую и безотказную работу двигателя 2103, важно следовать нескольким правилам:
- Использовать качественное моторное масло и своевременно его менять
- Проводить регулярное ТО, включая замену ремня ГРМ и регулировку зазоров в клапанном механизме
- Использовать бензин хорошего качества без примесей
- Следить за давлением наддува и температурным режимом двигателя
При появлении неисправностей, таких как троение при работе, падение мощности, повышенный расход масла, следует своевременно обращаться в сервис для диагностики и ремонта.