Вовлеченность персонала - это фундамент для развития бизнеса

Вовлеченность персонала - важнейший фактор, влияющий на успех любой компании. Почему она так необходима и как ее повысить? Давайте разберемся.

Что такое вовлеченность персонала

Вовлеченность персонала - это стремление сотрудников работать максимально эффективно, вносить вклад в развитие компании и достижение ее целей. Вовлеченность персонала - это готовность выполнять действия, выходящие за рамки прямых обязанностей ради общего результата.

Вовлеченные сотрудники эмоционально привязаны к своей работе и компании. Они гордятся тем, чем занимаются, и хотят внести максимальный вклад в общий успех.

Почему вовлеченность персонала важна

Высокая вовлеченность персонала приносит компании ряд значимых преимуществ:

  • Повышает производительность труда. Вовлеченные сотрудники работают быстрее и качественнее.
  • Снижает текучесть кадров. Люди не уходят с любимой работы.
  • Улучшает сервис и удовлетворенность клиентов. Персонал стремится максимально помочь клиентам.
  • Приносит дополнительную прибыль. Все вышеперечисленное ведет к росту доходов компании.

Таким образом, вовлеченность напрямую влияет на экономические показатели бизнеса. Это подтверждают исследования, согласно которым между вовлеченностью персонала и финансовыми результатами компании существует прямая корреляция на уровне 0,7-0,8.

Что влияет на вовлеченность

На вовлеченность персонала влияет множество факторов. К основным из них относятся:

  • Вознаграждение и социальный пакет
  • Комфортные условия труда
  • Возможности обучения и карьерного роста
  • Корпоративная культура и атмосфера в коллективе

Если эти потребности сотрудников удовлетворены, уровень их вовлеченности, как правило, высокий. И наоборот, игнорирование данных факторов ведет к снижению вовлеченности.

Офис с сотрудниками за работой

Вовлеченность vs лояльность и удовлетворенность

Часто понятия "вовлеченность", "лояльность" и "удовлетворенность" используют как синонимы. Но между ними есть различия:

Показатель Определение
Удовлетворенность Положительная оценка условий труда
Лояльность Приверженность компании, готовность долго в ней работать
Вовлеченность Эмоциональная включенность в работу, стремление внести максимальный вклад в успех компании

Вовлеченность является наивысшим уровнем, подразумевающим не просто удовлетворенность условиями труда или лояльность компании, а именно желание прилагать максимум усилий ради общей цели.

Как оценить вовлеченность персонала

Вовлеченность персонала - это трудноизмеримая величина. Для ее оценки используются разные методы:

  • Опросники. Самый распространенный способ. Позволяет получить обобщенную картину по компании.
  • Личные беседы. Дают более детальное представление о конкретных сотрудниках.
  • Фокус-группы. Проводятся для выявления проблемных зон, влияющих на вовлеченность.

Комплексное применение этих методов позволяет наиболее полно оценить ситуацию с вовлеченностью в компании и выделить направления для улучшения.

Менеджер разговаривает с сотрудником

Уровни вовлеченности персонала

Принято выделять 3 уровня вовлеченности:

  • Низкая. Сотрудники работают формально, без энтузиазма, готовы уволиться.
  • Средняя. Персонал в целом доволен работой, но особых усилий не прилагает.
  • Высокая. Сотрудники полностью погружены в рабочий процесс, демонстрируют высокую самоотдачу.

Для успешного бизнеса необходимо стремиться к тому, чтобы большинство сотрудников было на высоком уровне вовлеченности. Это возможно при целенаправленной работе по ее повышению.

Как повысить вовлеченность персонала

Для повышения вовлеченности руководителям и HR-специалистам рекомендуется:

  • Внедрить эффективную систему мотивации и KPI.
  • Развивать корпоративную культуру, объединяющую коллектив.
  • Поощрять инициативу сотрудников, привлекать их к принятию решений.

Такие меры формируют у персонала ощущение причастности к общему делу и повышают желание внести свой вклад в развитие компании.

Пример компании с высокой вовлеченностью

Ярким примером успешной работы по повышению вовлеченности персонала может служить российская компания «Теплотехник». Ее руководство внедрило программу, в рамках которой каждый сотрудник мог предложить идеи по улучшению работы компании. Лучшие идеи внедрялись, а их авторы получали денежные премии и публичное признание. Это значительно активизировало персонал и повысило вовлеченность сотрудников в рабочий процесс и жизнь компании.

Признаки вовлеченного сотрудника

О вовлеченном сотруднике можно судить по следующим признакам:

  • Он с гордостью отзывается о своей работе.
  • Активно предлагает новые идеи по улучшению и оптимизации бизнес-процессов.
  • Готов оставаться на работе допоздна, если этого требует ситуация.
  • Рекомендует свою компанию знакомым как желанного работодателя.

Вовлеченность и продажи

Высокий уровень вовлеченности напрямую сказывается на показателях продаж. Вовлеченные сотрудники отдела продаж стремятся предложить клиенту лучший сервис, проявляют инициативу, нацелены на максимальные результаты.

Увеличение вовлеченности персонала в отделе продаж на 10% может принести рост объемов продаж на 20%.

Как менеджерам повысить вовлеченность

Ключевая роль в формировании вовлеченности персонала принадлежит менеджерам. Им рекомендуется:

  • Личным примером воодушевлять сотрудников.
  • Поощрять инициативу и творческий подход.
  • Делегировать полномочия подчиненным.
  • Регулярно давать конструктивную обратную связь.
  • Проводить тимбилдинги для укрепления командного духа.

Как удержать вовлеченных сотрудников

Когда в компании есть вовлеченные сотрудники, важно сделать все, чтобы удержать их и не дать угаснуть интересу к работе. Для этого рекомендуется:

  • Регулярно благодарить таких сотрудников за вклад и инициативу.
  • Предоставлять им новые интересные задачи, расширять зону ответственности.
  • Поощрять участие в принятии стратегических решений компании.

Такой подход поможет сохранить высокий настрой вовлеченных работников.

Как вернуть ушедших сотрудников

Иногда бывает, что вовлеченные и ценные кадры по разным причинам покидают компанию. Но даже в такой ситуации есть шанс их вернуть. Для этого нужно:

  • Выяснить истинные мотивы ухода в личной беседе.
  • Устранить выявленные недостатки и проблемы в компании.
  • Связаться с ушедшим сотрудником и предложить выгодные условия возвращения.

Если человек когда-то был вовлечен в жизнь компании, есть шанс, что он откликнется на такое предложение.

Вовлеченность в удаленных командах

В последние годы все больше компаний переходит на удаленную или гибридную работу. В таких условиях поддерживать высокую вовлеченность персонала сложнее, но возможно. Для этого рекомендуется:

  • Проводить регулярные онлайн-встречи всей команды.
  • Использовать инструменты для общения и совместной работы типа Slack, Miro, Mural.
  • Устраивать интерактивные мероприятия онлайн вроде викторин, конкурсов.

Такой комплекс мер поможет удаленным сотрудникам оставаться вовлеченными в рабочий процесс и жизнь коллектива.

Вовлеченность и брендинг

Работа по повышению вовлеченности персонала тесно связана с брендингом работодателя, то есть формированием привлекательного образа компании как работодателя. Вовлеченные сотрудники с удовольствием делятся своим позитивным опытом работы в компании. А это, в свою очередь, привлекает лучших кандидатов при подборе персонала.

Вовлеченность в кризисных ситуациях

Кризисные явления в бизнесе или обществе могут негативно отразиться на вовлеченности персонала из-за возникающей неопределенности. Чтобы минимизировать такой эффект, нужно:

  • Регулярно информировать команду о текущей ситуации.
  • Демонстрировать уверенность в преодолении трудностей.
  • Привлекать сотрудников к поиску решений.

Такой подход поможет сохранить веру персонала в компанию и собственные силы. А также поддержит вовлеченность сотрудников на должном уровне даже в непростые времена.

7 советов руководителям по повышению вовлеченности

Ключевая роль в формировании вовлеченности персонала принадлежит менеджерам. Им рекомендуется:

  1. Личным примером воодушевлять сотрудников.
  2. Поощрять инициативу и творческий подход.
  3. Делегировать полномочия подчиненным.
  4. Регулярно давать конструктивную обратную связь.
  5. Проводить тимбилдинги для укрепления командного духа.
  6. Организовывать корпоративные праздники и мероприятия.
  7. Лично благодарить сотрудников за вклад в общий результат.

Вместо заключения

Вовлеченность персонала - это главный фактор, определяющий успешность компании на рынке. Высокая вовлеченность повышает производительность труда, снижает текучку кадров и обеспечивает лучшее обслуживание клиентов.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.