Peugeot 104 - настоящая легенда французского автопрома. Этот компактный, но вместительный автомобильчик выпускался огромными тиражами с 1972 по 1988 год. Отличная управляемость и неожиданно комфортная подвеска привлекали многих автолюбителей. А долговечные и надежные двигатели позволяли Peugeot 104 уверенно конкурировать с лучшими малолитражками того времени.
История создания Peugeot 104
Peugeot 104 впервые был представлен широкой публике на Парижском автосалоне в сентябре 1972 года. Изначально это был компактный четырехдверный фастбэк с короткой наклонной задней частью, напоминающей хэтчбек. Разработкой автомобиля занимался итальянский дизайнер Паоло Мартин из знаменитого ателье Pininfarina.
Peugeot 104 — супермини, разработанный Паоло Мартином и выпускавшийся компанией Peugeot в 1972—1988 годах.
Peugeot 104 оснащался бензиновым двигателем 1 литра собственной разработки Peugeot в сотрудничестве с компанией Renault. Этот мотор получил обозначение Douvrin и впоследствии использовался на многих моделях Peugeot и Renault.
Всего с конвейера Peugeot сошло 1 624 992 автомобиля Peugeot 104 различных модификаций. Производство было полностью прекращено в мае 1988 года после 16 лет выпуска.
Дизайн и концепция Peugeot 104
Peugeot 104 изначально задумывался как самый компактный в мире четырехдверный автомобиль. При этом конструкторы Peugeot поставили задачу обеспечить в салоне максимальный для таких габаритов уровень комфорта и простора.
Этого удалось достичь благодаря ряду оригинальных конструктивных решений. Во-первых, была использована длинная база с большим расстоянием между передней и задней осью, что позволило увеличить и салон. Во-вторых, применили необычную компоновку агрегатов, о чем речь пойдет ниже.
В итоге, несмотря на внешние миниатюрные размеры, внутри Peugeot 104 оказалось достаточно места для 4 взрослых пассажиров ростом до 175 см. При этом обеспечивался высокий по тем временам уровень комфорта.
Особенности двигателей и трансмиссии
В Peugeot 104 устанавливался рядный 4-цилиндровый бензиновый двигатель рабочим объемом 1 литр. Отличительной особенность этого мотора было размещение коробки передач непосредственно в картере двигателя.
Такая компоновка получила название "двигатель-чемодан" и позволила добиться компактности и высокой экономичности. При этом двигатель Peugeot 104 оказался достаточно мощным и динамичным для автомобиля такого класса.
Коробка передач делила масло с двигателем, что упрощало конструкцию и снижало стоимость обслуживания. Однако требовалось часто проверять и доливать масло.
Единственное, что часто случается, это подтекание масла из агрегата, объединяющего мотор, коробку передач, сцепление и главную передачу с дифференциалом.
Несмотря на отдельные недостатки, двигатели Peugeot 104 отличались высокой надежностью и долговечностью. Многие экземпляры проходили без капремонта по 100-150 тысяч километров.
Peugeot 104: подвеска и управляемость
Еще одним важным достоинством Peugeot 104 были его ходовые качества. Автомобильчик отличался плавностью хода, устойчивостью на прямой и в поворотах. Этого удавалось добиться благодаря продуманной конструкции подвески.
Спереди использовалась стойка МакФерсона со стабилизатором поперечной устойчивости. Сзади стояла полностью независимая торсионная подвеска на двух продольных рычагах.
Рулевое управление имело по-спортивному "острое" передаточное число. Это обеспечивало точность водительских команд ценой некоторого снижения комфорта.
В итоге Peugeot 104 прекрасно чувствовал дорогу, позволяя водителю точно контролировать поведение авто в любой ситуации. Это было важное конкурентное преимущество модели в своем классе.
Проблемы коррозии и надежности
Несмотря на французское происхождение, Peugeot 104 оказался довольно стойким к коррозии. Это было приятным исключением по сравнению с другими моделями Peugeot того времени, которые отличались повышенной ржавчиной.
Полная оцинковка кузова в Peugeot 104 появилась только на машинах после рестайлинга 1978 года. До этого хорошую антикоррозионную защиту обеспечивали высококачественная окраска и нанесение специальных защитных мастик.
Основным недостатком Peugeot 104 с точки зрения эксплуатации был его маленький багажник. Для автомобиля такого класса это было вполне простительно.
Версии и модификации Peugeot 104
За годы производства Peugeot 104 выпускался в нескольких кузовых вариантах. Помимо базового 5-дверного хэтчбека существовали модификации купе, универал, пикап и даже закрытый фургон.
Особой популярность пользовалось 3-дверное купе Peugeot 104 на укороченном шасси. Всего было произведено около 350 тысяч таких автомобилей.
Существовали также спортивные модификации ZS2 и ZS4 с форсированными моторами мощностью до 150 л.с. Они пользовались успехом в любительских ралли и гонках того времени.
Запчасти Peugeot 104: особенности и рынок
Как и для любого раритетного автомобиля, для реставрации и поддержания Peugeot 104 в рабочем состоянии требуются оригинальные запчасти. К сожалению, их производство давно прекращено.
Определенный запас продолжает циркулировать на вторичном рынке. Чаще всего в продаже встречаются дворники и другие резино-технические изделия, расходные материалы для двигателя и кузовные элементы.
Некоторые узлы и агрегаты Peugeot 104 унифицированы с другими машинами концерна PSA того времени. Например, ряд запчастей совместим с моделями Talbot и Ranault.
Тем не менее, поиск нужных комплектующих для восстановления классического Peugeot 104 может отнять немало сил и времени. Но для настоящих ценителей это не помеха.
Сравнение Peugeot 104 с современниками
В своем классе "супермини" Peugeot 104 успешно конкурировал с такими моделями, как Fiat 127, Volkswagen Golf, Autobianchi A112 и другие.
По сравнению с итальянскими и немецкими аналогами Peugeot выигрывал за счет более вместительного и комфортабельного салона при сходных габаритах. Также он отличался лучшей управляемостью и проходимостью.
С другой стороны, Peugeot 104 чаще страдал от коррозии и имел менее широкую дилерскую сеть за пределами Франции. Тем не менее, по соотношению цена/качествоПеугеот 104 выгодно отличался от многих конкурентов.
Peugeot 104 сегодня: восстановление и тюнинг
Несмотря на солидный возраст, многие экземпляры Peugeot 104 до сих пор числятся на ходу. Чаще всего их можно встретить во Франции, где этот автомобиль пользуется культовым статусом у поклонников ретро-техники.
Восстановлением классического Peugeot 104 занимаются как профессиональные мастерские, так и энтузиасты-любители. Порой автомобили проходят и серьезный тюнинг - установку "форсированных" моторов, спортивных подвесок, дисков и многого другого.
Цены на Peugeot 104 сегодня
Из-за высокой популярности среди коллекционеров и просто ценителей ретро-авто, классические Peugeot 104 сегодня стоят немалых денег. А за хорошо сохранившиеся экземпляры или редкие спортивные версии приходится выкладывать весьма внушительные суммы.
Например, за обычный Peugeot 104 в исправном состоянии просят порядка 2-4 тысяч евро. А за коллекционный Peugeot 104 Coupe в отличном состоянии - все 10-15 тысяч евро.
Тюнингованые "заряженные" Peugeot 104 могут стоить и того больше. Так что несмотря на вполне демократичные цены в свое время, сегодня это уже раритеты для состоятельных автолюбителей.
Закат производства Peugeot 104
К середине 1980-х годов конструкция Peugeot 104 уже морально устарела, несмотря на модернизации. К тому же на смену ему пришла новая передовая модель Peugeot 205 с передним приводом.
Поэтому в 1983 году Peugeot 104 был снят с производства в большинстве европейских стран. Тем не менее он продолжал выпускаться на родине во Франции вплоть до мая 1988 года в качестве бюджетной модели.
За 16 лет производства было выпущено более 1,6 миллиона автомобилей Peugeot 104. Это достойный результат, учитывая, что изначально модель задумывалась как сугубо "городской" бюджетный автомобильчик.