Тормозная система ВАЗ-2114: устройство, схема и особенности

Тормозная система - один из ключевых элементов активной безопасности автомобиля. От ее исправности и эффективности напрямую зависят жизни водителя, пассажиров и других участников движения. Давайте подробно разберемся в особенностях этого важнейшего узла на примере популярной "четырнадцатой" модели ВАЗ.

Средний план переднего тормозного диска и суппорта ВАЗ 2114

1. Общее устройство тормозной системы ВАЗ-2114

Тормозная система ВАЗ-2114 работает по гидравлическому принципу и состоит из следующих основных компонентов:

  • Главный тормозной цилиндр (ГТЦ)
  • Вакуумный усилитель
  • Регулятор давления
  • Гидравлические магистрали (трубопроводы)
  • Тормозные механизмы колес

При нажатии на педаль ГТЦ создает давление в системе, которое через магистрали передается к колесам. Вакуумный усилитель уменьшает усилие на педали, делая торможение легким и эффективным. Регулятор давления обеспечивает оптимальную нагрузку на тормозные механизмы в зависимости от веса авто.

Важной особенностью является двухконтурность системы. Усилие от педали передается по двум независимым контурам на диагонально расположенные колеса: переднее левое и заднее правое в одном контуре, переднее правое и заднее левое - в другом. Это решение гарантирует частичную работоспособность тормозов даже при выходе из строя одного из контуров.

Особое внимание при эксплуатации нужно уделять герметичности всей гидравлической системы. Любые трещины, подтеки или подсос воздуха могут привести к неожиданной остановке педали или отказу тормозов при нажатии.

2. Устройство и работа передних тормозов

Передние тормоза здесь - дискового типа. В состав каждого комплекта входят такие детали и узлы:

  • Тормозные диски
  • Суппорт с цилиндром и поршнем
  • Тормозные колодки
  • Направляющие пальцы
  • Уплотнения, пружины, кожухи

При нажатии на педаль давление передается в цилиндр суппорта. Поршень, перемещаясь, разводит колодки по обе стороны от диска и сжимает его. Тормозной эффект достигается за счет силы трения колодок о вращающийся диск, что и замедляет автомобиль.

Система "плавающей скобы" гарантирует равномерный износ накладок колодок и обеих сторон тормозного диска. Дисковые тормоза характеризуются эффективным охлаждением при сильных нагрузках и дают возможность точной дозировки тормозного усилия.

Основные достоинства передних дисковых тормозов:

  • Высокая эффективность торможения
  • Хороший отвод тепла
  • Долговечность

3. Задние барабанные тормоза ВАЗ-2114

Тормозная система сзади использует барабанный тип тормозных механизмов. В их состав входят:

  • Тормозные барабаны
  • Колодки с накладками
  • Цилиндры с поршнями
  • Возвратные пружины
  • Рычаги и регулировочные механизмы

При нажатии на педаль давление жидкости перемещает поршень в цилиндре, который в свою очередь раздвигает колодки. Накладки колодок прижимаются к вращающемуся барабану, создавая силу трения, замедляющую автомобиль.

4. Регулировка задних тормозов

Задние барабанные механизмы требуют периодической регулировки зазора между накладками колодок и поверхностью барабана. Со временем накладки изнашиваются, зазор увеличивается, и эффективность торможения снижается.

Регулировка на ВАЗ-2114 выполняется при помощи эксцентриков или специальных регулировочных пружин. При этом также проверяется степень износа накладок - допустимый минимум составляет 1,5 мм.

Вид снизу на руки механика, регулирующего задний барабанный тормоз ВАЗ 2114 в автомастерской

5. Эксплуатация задних тормозов

При эксплуатации автомобиля важно следить за исправностью задних барабанных механизмов. К признакам необходимости обслуживания или ремонта относятся:

  • Повышенный люфт педали тормоза
  • Увод в сторону при торможении
  • Вибрация и пульсация педали
  • Посторонние стуки в области задней подвески

При появлении подобных симптомов следует обратиться в сервис для диагностики и устранения возможных неисправностей.

6. Ремонт и замена деталей задних тормозов

Распространенными причинами выхода из строя задних барабанных механизмов являются:

  • Полный износ накладок колодок
  • Заклинивание крепежных деталей
  • Выход из строя регулятора зазора

В таких случаях не обойтись без полной или частичной разборки механизмов. Рекомендуется использовать качественные оригинальные "запчасти" ВАЗ либо проверенных производителей.

7. Выбор запчастей для ремонта тормозов

При выходе из строя тормозных механизмов ВАЗ-2114 владельцу автомобиля предстоит выбор: что поставить на замену?

С одной стороны, можно использовать оригинальные запчасти ВАЗ или известных производителей. Они отличаются высоким качеством, точностью изготовления, соответствием всем стандартам. С другой - существенно дешевле по цене бывают неоригинальные "запчасти".

При их выборе важно обращать внимание на репутацию фирмы, отзывы других автовладельцев, наличие сертификатов. Экономия не должна идти в ущерб безопасности.

8. Самостоятельный ремонт тормозной системы

Многие владельцы ВАЗ-2114 предпочитают ремонтировать тормоза самостоятельно. Это позволяет сэкономить на работе автосервиса, а также лучше изучить устройство автомобиля.

Однако система торможения требует особых навыков и аккуратности. Перед разборкой нужно подготовить необходимый инструмент, запчасти, место для работы.

Отдельное внимание - герметизация соединений и прокачка тормозной системы после сборки. Ошибки могут стоить жизни!

9. Диагностика тормозной системы перед покупкой автомобиля

При выборе подержанной ВАЗ-2114 очень важно оценить реальное состояние тормозов. На что стоит обращать внимание потенциальному покупателю?

  • Ход и усилие на педали тормоза
  • Отсутствие вибраций и посторонних шумов
  • Эффективность торможения на разных скоростях

Стоит также осмотреть тормозные диски, колодки, цилиндры и другие элементы на предмет механических повреждений и следов коррозии.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.