Хруст и посторонние шумы из системы рулевого управления при повороте руля на стоящей машине - тревожный сигнал, который нельзя игнорировать. Эта неисправность не только раздражает водителя, но и указывает на серьезные проблемы, способные привести к полной потере контроля над автомобилем.
Причины хруста в руле на стоящей машине
Когда хруст слышен на неподвижном автомобиле, при повороте руля причин может быть несколько:
- Трение рулевого колеса о детали колонки из-за неправильной установки или люфта
- Задевание крестовины колонки о пластиковые детали внутри при повороте
- Проблема в соединении вала рулевой колонки и рейки - зазор или люфт
- Износ подшипников в рулевой рейке
Чтобы найти причину, необходимо демонтировать и осмотреть все детали рулевой колонки. Зачастую дефект виден невооруженным взглядом: трещина, искривление вала, следы задеваний на пластике и т.п.
Поломка ШРУСа как причина хруста при движении
Если хруст слышен только при движении автомобиля, в 99% это неисправность шарниров равных угловых скоростей (ШРУС). Эти детали служат для передачи крутящего момента на поворотные колеса.
Обычный ресурс ШРУСа - не меньше 100 тыс. км. Но чаще они выходят из строя гораздо раньше. Причиной становится разрыв пыльников, которые защищают шарниры от грязи.
Когда защита нарушена, внутрь быстро попадают мелкие частицы, которые разрушают тонкие сопряжения деталей. Хруст усиливается и вскоре перестает поворачиваться колесо.
Заметить поломку ШРУСа просто - характерный хруст учащается при увеличении скорости. Устранить неисправность можно только заменой сломанного шарнира на новый.
Проблемы с рулевой рейкой
Рулевая рейка - это механизм, который преобразует вращение рулевого вала в поступательное движение, заставляя поворачиваться колеса автомобиля.
В рулевой рейке много различных соединений и деталей, которые со временем изнашиваются и дают о себе знать посторонними звуками, вибрацией в руле или даже биением колес при торможении.
Определить конкретную причину без профессиональной диагностики невозможно. Но наиболее вероятные варианты:
- Износ подшипниковых узлов
- Ослабление крепежа
- Трещины или забоины на рабочих поверхностях рейки
При появлении первых симптомов нужно обратиться на СТО для полной проверки рулевой рейки и решения вопроса о ремонте или замене.
Неисправности подшипников и их симптомы
Подшипники используются в конструкции практически всех узлов системы рулевого управления. Они обеспечивают плавное и бесшумное вращение валов, колонки, сошки рулевого механизма.
С возрастом и пробегом подшипники изнашиваются, теряют плавность хода, начинают выдавать люфт, вибрировать. Это неизбежно приводит к появлению хруста и других посторонних звуков от рулевого управления.
Определить изношенный подшипник можно при осмотре на СТО. Но иногда проблему выявить сложно. Тогда на помощь приходит профессиональная диагностика.
Поиск скрытых дефектов с помощью диагностики
Современные стенды компьютерной диагностики позволяют «заглянуть» во все элементы рулевого управления, оценить люфты, состояние деталей, дать точный ответ, что и где сломалось.
Такая диагностика займет около 1 часа и потребует специального оборудования в автосервисе. Но она точно найдет причину любых посторонних шумов, вибраций или затруднений в работе рулевого механизма.
Для тех, кто предпочитает разбираться самостоятельно, есть несколько проверок, которые можно сделать в домашних условиях:
- Покачать машину за бампер, ухватившись за колеса - не должно быть люфта
- Проверить затяжку резьбовых соединений
- Осмотреть шаровые опоры - не должно быть следов окисления или разрыва пыльников
Однако такой осмотр не гарантирует обнаружения всех возможных дефектов. Поэтому лучше всего сразу провести профессиональную компьютерную диагностику.
Стоимость диагностики и ремонта
Стоимость поиска неисправностей в рулевом управлении и их устранения может сильно различаться в зависимости от конкретной поломки, трудоемкости ремонта и используемых запчастей.
Например, стоимость замены шруса на популярных моделях автомобилей обычно обходится от 500 до 1500 рублей за один шарнир плюс стоимость работ. А вот ремонт рулевой рейки или замена насоса усилителя руля может вылиться в крупную сумму от 5 000 рублей и выше.
Поэтому, чтобы не платить лишнего, важно точно диагностировать причину хруста повороте руля на месте и выявить объем необходимого ремонта. А уже после согласовывать стоимость работ в нескольких автосервисах, чтобы выбрать оптимальное соотношение цены и качества.
Профилактика поломок системы рулевого управления
Чтобы максимально продлить безотказную работу руля и не допустить появления хруста повороте руля на месте, важно регулярно проводить осмотр, диагностику и необходимые профилактические работы в соответствии с регламентами завода-изготовителя.
Например, для автомобилей после 5-7 лет эксплуатации рекомендуется:
- Замена жидкости в усилителе руля
- Проверка и подтяжка крепежа рулевой рейки
- Замена пыльников ШРУС
- Проверка люфта в шаровых опорах
Своевременное обслуживание позволит избежать большинства проблем и значительно сэкономит на крупном ремонте в будущем.
Повышение ресурса рулевого управления
Кроме профилактики на этапе эксплуатации, можно заранее позаботиться о ресурсе руля выбором соответствующих запчастей и материалов.
Например, использование шаровых опор и втулок из более износостойких и долговечных материалов, установка усиленных наконечников рулевых тяг или даже полноприводного электроусилителя (ремонт в последнем случае обойдется дороже, зато и ресурс значительно выше) - все это надежно защитит от появления хруста повороте руля на месте даже при большом пробеге.
Когда нужна полная замена системы рулевого управления
Несмотря на все усилия по поиску и устранению неисправностей, бывают ситуации, когда рулевое управление приходит в полную негодность и требует капитального ремонта или даже замены.
Показаниями к полной замене являются:
- Невозможность поворота колес или рулевого колеса из-за значительных механических повреждений
- Трещины или сквозные отверстия в картере рулевого механизма
- Повреждение более 50% рабочей поверхности рулевой рейки
- Износ шлицев рулевого вала более допустимого
- Выход из строя насоса или электромотора усилителя руля
При наличии таких серьезных повреждений дальнейшая эксплуатация автомобиля опасна. Лучший выход - полная замена рулевой рейки или рулевого механизма в сборе с последующей обязательной проверкой углов установки колес.
Восстановление руля после аварии
Отдельно стоит сказать про восстановление системы рулевого управления после серьезных аварий. К сожалению, далеко не всегда в таких случаях можно ограничиться косметическим ремонтом.
Даже если внешне рулевая рейка, вал или другие элементы не имеют видимых повреждений, на молекулярном уровне могут возникнуть микротрещины, которые со временем приведут к отказу всей системы.
Поэтому после серьезной аварии, даже без внешних поломок, лучше полностью менять рулевой механизм или хотя бы рейку. Это позволит восстановить полную надежность рулевого управления и безопасность вождения.
Выбор запчастей при ремонте руля
При замене любых элементов рулевого управления важно использовать качественные запчасти от проверенных производителей. Например, компания LEMFÖRDER выпускает надежные рулевые наконечники, чехлы, втулки, шарниры.
Запчасти этого бренда отвечают заводским стандартам, проходят многоступенчатое тестирование и имеют расширенную антикоррозийную защиту REPX. Их использование значительно повысит ресурс и надежность отремонтированного рулевого управления.