Пошаговая инструкция по регулировке сцепления ВАЗ 2109 своими руками

Вы когда-нибудь испытывали дискомфорт при вождении из-за плохо отрегулированного сцепления? Автомобиль дергается, вибрирует, педаль "ведет" или проваливается? В таком случае эта статья - именно для вас! Мы подробно разберем процесс регулировки сцепления на примере одной из самых популярных "народных" моделей - ВАЗ 2109. Узнаете, какие инструменты потребуются, как проверить текущую регулировку и что делать, если она нарушена. С нами вы сможете самостоятельно отрегулировать сцепление и вернуть машине комфорт в использовании!

Устройство и работа сцепления ВАЗ 2109

Сцепление ВАЗ 2109 представляет собой сухую однодисковую конструкцию, состоящую из следующих основных элементов:

  • ведущий диск, жестко закрепленный на маховике двигателя;
  • ведомый диск, соединенный с первичным валом коробки передач;
  • нажимной диск, перемещающийся по направляющим выжимного подшипника;
  • трос привода и вилка выключения, передающие усилие от педали на механизм выключения;
  • пружинные пластины, обеспечивающие возврат нажимного диска.

При нажатии на педаль усилие через трос передается на вилку выключения, которая нажимает на нажимной диск. Он в свою очередь сжимает находящийся между ним и ведомым диском фрикционный материал. Это приводит к разъединению ведущего и ведомого дисков, то есть к выключению сцепления.

При отпускании педали пружины возвращают нажимной диск в исходное положение, и сцепление снова включается. Таким образом осуществляется плавное соединение и разъединение коленчатого вала двигателя с трансмиссией.

Признаки необходимости регулировки сцепления

Со временем в процессе эксплуатации автомобиля происходит износ накладок сцепления и вытягивание троса привода. Это приводит к увеличению хода и изменению положения педали сцепления.

Основные признаки нарушения регулировки сцепления ВАЗ 2109:

  1. увеличение свободного хода и изменение положения педали сцепления;
  2. удлинение пути полного выключения сцепления;
  3. затрудненное переключение передач;
  4. рывки и буксование при трогании;
  5. вибрация и дребезжание при работе сцепления.

Эти признаки свидетельствуют о необходимости регулировки привода сцепления ВАЗ 2109. Игнорирование данных симптомов приводит к следующим негативным последствиям:

  • перегрев и преждевременный износ накладок сцепления;
  • поломка деталей коробки передач;
  • дорогостоящий ремонт сцепления;
  • снижение ресурса и надежности автомобиля.
Педаль сцепления ВАЗ 2109

Подготовка к регулировке сцепления

Прежде чем приступить непосредственно к регулировке сцепления ВАЗ 2109, необходимо правильно подготовиться:

  1. Выбрать ровное место с твердым покрытием (гараж, автостоянка).
  2. Приготовить необходимые инструменты: ключи 10, 12, 17 мм, отвертку, линейку.
  3. Прогреть двигатель до рабочей температуры.
  4. Включить стояночный тормоз.
  5. Поднять и надежно зафиксировать переднюю часть автомобиля.

Перед началом работ следует также надеть защитные очки, перчатки и убедиться в отсутствии посторонних лиц в рабочей зоне.

Регулировка троса сцепления ВАЗ 2109

Проверка текущей регулировки сцепления

Перед регулировкой сцепления необходимо проверить его текущее состояние. Для этого выполняют измерение величины полного и свободного хода педали:

  1. Заглушить двигатель и отпустить педаль сцепления.
  2. Приложить линейку к педали и измерить расстояние от пола до поверхности накладки в свободном состоянии.
  3. Максимально нажать на педаль и зафиксировать это значение.
  4. Вычислить рабочий ход педали, вычитая меньшее значение из большего.

Для ВАЗ 2109 норма составляет:

Полный ход педали 160-200 мм
Рабочий ход педали 125-135 мм

Если измеренные параметры выходят за пределы нормы - требуется регулировка сцепления. При отклонениях в меньшую сторону регулируют трос, при отклонениях в большую - механизм педали в салоне.

Регулировка натяжения троса сцепления

Если величина свободного хода педали сцепления превышает норму, необходимо отрегулировать натяжение троса механизма выключения. Для этого:

  1. Найти место крепления оболочки троса к картеру коробки передач.
  2. Ослабить контргайку ключом 17 мм, придерживая вторым ключом регулировочную гайку.
  3. Поворачивать регулировочную гайку для натяжения троса по часовой стрелке или ослабления против часовой стрелки.
  4. Контролировать ход педали в салоне, добиваясь нормы в 125-135 мм.
  5. Затянуть контргайку после регулировки.

Правильное натяжение троса обеспечит точность работы механизма сцепления.

Регулировка механизма педали сцепления

Если после регулировки троса по-прежнему сохраняется избыточный свободный ход педали, необходима регулировка самого механизма педали в салоне:

  1. Снять облицовку педального узла.
  2. Ослабить гайку крепления оси педали к рычагу привода.
  3. Вращением оси добиться свободного хода педали 125-135 мм.
  4. Затянуть гайку и установить на место облицовку.

После регулировки механизма педали также необходима проверка хода и в случае необходимости доводка результата.

Проверка работы отрегулированного сцепления

После завершения регулировочных работ необходимо убедиться в правильности функционирования отрегулированного сцепления:

  • Запустить двигатель и многократно выжать сцепление, обращая внимание на мягкость хода педали.
  • Оценить момент начала срабатывания сцепления - он должен приходиться примерно на середину хода педали.
  • Проехать на автомобиле с остановками и троганием, проверяя плавность работы сцепления.
  • Убедиться в отсутствии вибраций и шумов при работе сцепления.

Периодичность регулировки сцепления

Регулярно, раз в полгода или после пробега 10-15 тысяч километров, рекомендуется повторять:

  1. Диагностику состояния сцепления по величине хода и моменту начала выключения.
  2. При необходимости - регулировку натяжения троса и положения педали.
  3. Проверку плавности работы отрегулированного сцепления.

Регулярное обслуживание позволит продлить срок службы сцепления ВАЗ-2109 и избежать крупных поломок.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.