Вы когда-нибудь испытывали дискомфорт при вождении из-за плохо отрегулированного сцепления? Автомобиль дергается, вибрирует, педаль "ведет" или проваливается? В таком случае эта статья - именно для вас! Мы подробно разберем процесс регулировки сцепления на примере одной из самых популярных "народных" моделей - ВАЗ 2109. Узнаете, какие инструменты потребуются, как проверить текущую регулировку и что делать, если она нарушена. С нами вы сможете самостоятельно отрегулировать сцепление и вернуть машине комфорт в использовании!
Устройство и работа сцепления ВАЗ 2109
Сцепление ВАЗ 2109 представляет собой сухую однодисковую конструкцию, состоящую из следующих основных элементов:
- ведущий диск, жестко закрепленный на маховике двигателя;
- ведомый диск, соединенный с первичным валом коробки передач;
- нажимной диск, перемещающийся по направляющим выжимного подшипника;
- трос привода и вилка выключения, передающие усилие от педали на механизм выключения;
- пружинные пластины, обеспечивающие возврат нажимного диска.
При нажатии на педаль усилие через трос передается на вилку выключения, которая нажимает на нажимной диск. Он в свою очередь сжимает находящийся между ним и ведомым диском фрикционный материал. Это приводит к разъединению ведущего и ведомого дисков, то есть к выключению сцепления.
При отпускании педали пружины возвращают нажимной диск в исходное положение, и сцепление снова включается. Таким образом осуществляется плавное соединение и разъединение коленчатого вала двигателя с трансмиссией.
Признаки необходимости регулировки сцепления
Со временем в процессе эксплуатации автомобиля происходит износ накладок сцепления и вытягивание троса привода. Это приводит к увеличению хода и изменению положения педали сцепления.
Основные признаки нарушения регулировки сцепления ВАЗ 2109:
- увеличение свободного хода и изменение положения педали сцепления;
- удлинение пути полного выключения сцепления;
- затрудненное переключение передач;
- рывки и буксование при трогании;
- вибрация и дребезжание при работе сцепления.
Эти признаки свидетельствуют о необходимости регулировки привода сцепления ВАЗ 2109. Игнорирование данных симптомов приводит к следующим негативным последствиям:
- перегрев и преждевременный износ накладок сцепления;
- поломка деталей коробки передач;
- дорогостоящий ремонт сцепления;
- снижение ресурса и надежности автомобиля.
Подготовка к регулировке сцепления
Прежде чем приступить непосредственно к регулировке сцепления ВАЗ 2109, необходимо правильно подготовиться:
- Выбрать ровное место с твердым покрытием (гараж, автостоянка).
- Приготовить необходимые инструменты: ключи 10, 12, 17 мм, отвертку, линейку.
- Прогреть двигатель до рабочей температуры.
- Включить стояночный тормоз.
- Поднять и надежно зафиксировать переднюю часть автомобиля.
Перед началом работ следует также надеть защитные очки, перчатки и убедиться в отсутствии посторонних лиц в рабочей зоне.
Проверка текущей регулировки сцепления
Перед регулировкой сцепления необходимо проверить его текущее состояние. Для этого выполняют измерение величины полного и свободного хода педали:
- Заглушить двигатель и отпустить педаль сцепления.
- Приложить линейку к педали и измерить расстояние от пола до поверхности накладки в свободном состоянии.
- Максимально нажать на педаль и зафиксировать это значение.
- Вычислить рабочий ход педали, вычитая меньшее значение из большего.
Для ВАЗ 2109 норма
составляет:
Полный ход педали | 160-200 мм |
Рабочий ход педали | 125-135 мм |
Если измеренные параметры выходят за пределы нормы - требуется регулировка сцепления. При отклонениях в меньшую сторону регулируют трос, при отклонениях в большую - механизм педали в салоне.
Регулировка натяжения троса сцепления
Если величина свободного хода педали сцепления превышает норму, необходимо отрегулировать натяжение троса механизма выключения. Для этого:
- Найти место крепления оболочки троса к картеру коробки передач.
- Ослабить контргайку ключом 17 мм, придерживая вторым ключом регулировочную гайку.
- Поворачивать регулировочную гайку для натяжения троса по часовой стрелке или ослабления против часовой стрелки.
- Контролировать ход педали в салоне, добиваясь нормы в 125-135 мм.
- Затянуть контргайку после регулировки.
Правильное натяжение троса обеспечит точность работы механизма сцепления
.
Регулировка механизма педали сцепления
Если после регулировки троса по-прежнему сохраняется избыточный свободный ход педали, необходима регулировка самого механизма педали в салоне:
- Снять облицовку педального узла.
- Ослабить гайку крепления оси педали к рычагу привода.
- Вращением оси добиться свободного хода педали 125-135 мм.
- Затянуть гайку и установить на место облицовку.
После регулировки механизма педали также необходима проверка хода и в случае необходимости доводка результата.
Проверка работы отрегулированного сцепления
После завершения регулировочных работ необходимо убедиться в правильности функционирования отрегулированного сцепления:
- Запустить двигатель и многократно выжать сцепление, обращая внимание на мягкость хода педали.
- Оценить момент начала срабатывания сцепления - он должен приходиться примерно на середину хода педали.
- Проехать на автомобиле с остановками и троганием, проверяя плавность работы сцепления.
- Убедиться в отсутствии вибраций и шумов при работе
сцепления
.
Периодичность регулировки сцепления
Регулярно, раз в полгода или после пробега 10-15 тысяч километров, рекомендуется повторять:
Диагностику
состояния сцепления по величине хода и моменту начала выключения.- При необходимости - регулировку натяжения троса и положения педали.
- Проверку плавности работы отрегулированного сцепления.
Регулярное обслуживание позволит продлить срок службы сцепления ВАЗ-2109 и избежать крупных поломок.