Кардан - это важный автомобильный компонент: назначение и устройство

Кардан - важная деталь автомобиля, отвечающая за передачу крутящего момента между элементами трансмиссии. Без кардана невозможно представить современные машины с приводом на задние или все колеса. Давайте разберемся, что из себя представляет это устройство и почему оно так важно.

История появления кардана

Карданная передача была изобретена итальянским инженером Джероламо Кардано в 16 веке. Однако широкое применение кардан нашел только в конце 19 века благодаря французскому промышленнику Луи Рено, который использовал его в своих автомобилях.

Применение карданного вала позволило надежно и без провалов передавать крутящий момент даже при езде по неровной дороге, — Луи Рено

Интересно, что принцип работы первых автомобильных карданов практически не отличался от современных образцов. Конечно, появились новые материалы и технологии, но общая концепция осталась неизменной на протяжении более 100 лет.

Устройство и типы карданных передач

Кардан может быть выполнен в двух вариантах:

  • Односекционный — чаще всего используется на спортивных автомобилях для быстрой передачи крутящего момента.
  • Многосекционный — применяется на большинстве легковых и грузовых машин, состоит из нескольких частей, соединенных шарнирами.

Для соединения секций используются шарниры двух типов:

  1. Неравных угловых скоростей (НУС) — классический вариант, применяется повсеместно.
  2. Равных угловых скоростей (РУС) — более совершенный и дорогой тип, обеспечивает синхронную передачу крутящего момента.

Также различают карданные передачи с упругими и жесткими шарнирами. Первые выполняют функцию демпфирования, вторые отличаются большей прочностью и долговечностью.

Для передачи крутящего момента с постоянной угловой скоростью используются зубчатые муфты в конструкции карданных шарниров.

Основные детали карданного вала

Любой карданный вал состоит из нескольких основных компонентов:

  1. Центральная труба — полый металлический вал.
  2. Крестовины с игольчатыми подшипниками.
  3. Вилки для соединения крестовин с валом.
  4. Шлицевое соединение для стыковки кардана и КПП.

Рассмотрим конструкцию этих узлов подробнее.

Вид сверху на открытую коробку передач автомобиля

Центральный вал

Вал кардана представляет собой металлическую трубу, чаще всего выполненную из стали или чугуна. На концах располагаются фланцы для крепления вилок или соединения с дифференциалом. Для уменьшения веса внутри вала размещают свинцовые грузы-демпферы.

Крестовины карданного вала

Крестовина является основным рабочим органом, передающим крутящий момент за счет вращения. Крестовины размещаются в подшипниках скольжения и соединены с вилками на концах вала при помощи шлиц или шпонок.

Максимальный допустимый угол перекоса между валами зависит от конструкции крестовины, обычно он составляет от 8 до 45 градусов.

Светящийся неоновым синим светом карданный вал на черном фоне

Скользящее шлицевое соединение

Для компенсации перемещений и колебаний валов скользящее шлицевое соединение позволяет вилке кардана перемещаться в осевом направлении относительно выходного вала коробки передач с сохранением зацепления шлицов.

Такое решение значительно снижает динамические нагрузки на подшипники крестовин по сравнению с жестким соединением.

Функции карданной передачи в автомобиле

Основная функция кардана - это передача крутящего момента от двигателя через коробку передач к ведущим мостам автомобиля. Без кардана невозможно обеспечить связь между агрегатами с вращающимися валами, расположенными под углом друг к другу или имеющими относительное перемещение.

Кардан применяется в автомобилях:

  • С задним приводом — для передачи крутящего момента от КПП к заднему мосту.
  • С передним приводом — в системе рулевого управления и привода вспомогательных агрегатов.
  • С полным приводом — для передачи крутящего момента к переднему и заднему мостам.

Кардан передний в системе рулевого управления

Это позволяет разместить рулевую колонку в удобном для водителя положении и скомпенсировать перемещения при повороте колес. Также передний кардан применяется в конструкции шарнирно-сочлененных автобусов.

Рулевой кардан как альтернатива рулевой рейке

На некоторых автомобилях вместо рейки используется кардан, соединенный непосредственно с поворотными кулаками. Это позволяет увеличить ремонтопригодность и заменить только неисправный элемент в случае поломки.

Применение карданов во вспомогательных системах

Помимо трансмиссии, карданные валы используются для привода вспомогательного оборудования:

  • Кондиционер
  • Гидроусилитель руля
  • Вакуумный усилитель тормозов
  • Генератор

Это позволяет разместить агрегаты в наиболее подходящих по компоновке местах и передавать крутящий момент при помощи карданных валов.

Рулевой кардан в аварийной ситуации

Рулевой кардан может служить запасным вариантом рулевого управления в случае выхода из строя основной системы. Конечно, усилие на руле будет большим, но машину можно будет направить на обочину в ожидании эвакуатора.

Типичные неисправности карданных передач

Несмотря на относительную простоту конструкции, кардан может выходить из строя, о чем сигнализируют различные признаки:

  • Повышенный люфт

Люфт в карданных шарнирах приводит к постукиваниям и стукам при трогании или разгоне. В первую очередь стоит проверить затяжку крепежа крестовин и состояние подшипников.

  • Вибрация на определенных скоростях

Если вибрация возникает в диапазоне 60-120 км/ч, скорее всего, причина в неисправности кардана. Следует проверить балансировку вала, люфты в шарнирах и подшипниках.

  • Течь масла из сальников

Со временем сальники в местах соединения кардана и КПП изнашиваются, что приводит к утечке масла. Требуется замена сальников или восстановление шлицевого соединения.

  • Посторонние стуки

Стуки, не связанные с повышенным люфтом, могут возникать из-за трещин в крестовинах или разрушения их подшипников. Необходим осмотр и замена поврежденных деталей.

  • Повышенный шум

Причиной шума чаще всего является ослабление крепежа кардана, нарушение балансировки вала или износ демпфирующих элементов.

  • Замена карданного вала

При выявлении значительных неисправностей требуется замена кардана или его отдельных элементов.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.