Лаунч контроль - что это такое и зачем нужен

Лаунч контроль - уникальная электронная система в автомобиле, позволяющая выполнить максимально быстрый старт с места.

Что такое лаунч контроль в автомобиле

Лаунч контроль - это электронная система, которая помогает осуществить максимально быстрый разгон автомобиля с места.

Работает она следующим образом: двигатель предварительно раскручивается до оптимальных оборотов, заданных водителем или выбранных автоматически. При этом подается топливо, идет впрыск топлива в цилиндры, но машина еще стоит на месте, так как включено сцепление.

Как только обороты двигателя достигают необходимого уровня, водитель отпускает педаль сцепления, и автомобиль резко трогается с места, разгоняясь на максимально возможной динамике.

Компоненты системы лаунч контроля:

  • Блок управления двигателем
  • Датчики оборотов коленвала и расхода воздуха
  • Система зажигания
  • Топливные форсунки
  • Механизм сцепления

В современных автомобилях уже есть заводская функция лаунч контроля. Это, например, модели Porsche Panamera Turbo, BMW M5, Mercedes AMG, а также Chevrolet Corvette, Dodge Viper, Nissan GT-R и другие спорткары.

Зачем нужен лаунч контроль в автомобиле

Основное предназначение лаунч контроля - максимально быстрый старт с места. Это важно в таких случаях:

  • На гоночных трассах при старте заезда
  • При обгоне на шоссе
  • Для установления рекордов разгона с 0 до 100 км/ч

Также система лаунч контроль позволяет:

  1. Снизить нагрузку на трансмиссию и двигатель при старте
  2. Оптимизировать расход топлива
  3. Увеличить ресурс деталей и агрегатов

Поэтому лаунч контроль с успехом применяется как на гоночных болидах, так и на серийных спорткарах.

На автомобилях с механической КПП система лаунч контроль позволяет избежать "зависания" на старте , когда двигатель "задыхается" из-за неправильной техники старта.
Кнопка лаунч контроля на приборной панели автомобиля

Как пользоваться лаунч контролем на механике

Для успешного старта с использованием лаунч контроля на механической коробке передач рекомендуется придерживаться следующих правил:

  1. Встать на ручник и выжать сцепление
  2. Резко нажать на педаль газа до упора
  3. Удерживать обороты около 4-5 тысяч в минуту
  4. Быстро отпустить сцепление и ручник одновременно

После этого автомобиль резко трогается с места. Главное - максимально быстро и плавно отпустить педаль сцепления, не "подвисая".

Лаунч контроль на гоночных автомобилях

На гоночных болидах для драг рейсинга система лаунч контроля настраивается профессиональными тюнерами под конкретный автомобиль и двигатель.

Часто стандартную заводскую электронику модернизируют или заменяют на более производительные компоненты от топовых поставщиков.

Водитель гоночного болида готовится к старту с лаунч контролем

Модификации лаунч контроля на гоночном авто:

  • Установка спортивного блока управления двигателем
  • Замена штатного модуля зажигания
  • Установка индивидуальных форсунок
  • Изменение алгоритмов работы топливной системы

Благодаря этому удается выжать максимум из возможностей силового агрегата на старте.

Ограничения по использованию лаунч контроля

Несмотря на все преимущества, у системы лаунч контроль есть важные ограничения.

Во-первых, это предельное количество стартов, которое выдерживает трансмиссия автомобиля.

Audi: 200 стартов
Porsche Macan S: 1001 старт
Porsche Panamera: 1485 стартов

После превышения этих значений возможен выход из строя коробки передач, сцепления, карданного вала и других элементов.

Диагностика неисправностей от лаунч контроля

Чтобы вовремя обнаружить возможные поломки от интенсивного использования лаунч контроля, важно регулярно диагностировать автомобиль.

Признаки проблем в работе трансмиссии:

  • Посторонние стуки при трогании и разгоне
  • Вибрация кузова на холостых оборотах
  • Падение давления масла в двигателе

Для выявления неисправностей применяют дополнительное диагностическое оборудование: системы сканерной диагностики, виброанализаторы, эндоскопы.

Обзор популярных моделей с лаунч контролем

Система лаунч контроль устанавливается на многие спортивные и гоночные автомобили известных марок.

Серийные спорткары с лаунч контролем:

  • Porsche 911 Turbo S
  • Chevrolet Corvette Z06
  • BMW M5 Competition
  • Mercedes-AMG GT Black Series
  • Nissan GT-R Nismo

Эти машины разгоняются с 0 до 100 км/ч всего за 2,5-3 секунды благодаря технологии лаунч контроля.

Гоночные автомобили с модифицированным лаунч контролем:

  • Toyota Supra (тюнинг Bisimoto)
  • Mitsubishi Lancer Evo (тюнинг HKS)
  • Nissan Skyline GT-R (тюнинг Mine's)
  • Subaru Impreza WRX STI
  • Honda Civic Type R

На таких машинах для драг рейсинга система лаунч контроля настроена "под ключ" для максимально быстрых стартов.

Будущее технологии лаунч контроля в авто

С развитием электроники и появлением концептуальных автомобилей системы лаунч контроля будут совершенствоваться.

Ожидается появление "интеллектуального" лаунч контроля, который сможет автоматически определять оптимальные настройки в зависимости от дорожных условий.

Также возможна интеграция с дополнительными технологиями: адаптивным круиз-контролем, автопилотом, системами помощи водителю.

Благодаря этому лаунч контроль станет еще более высокотехнологичным и функциональным.

Сравнение лаунч контроля на атмосферных и турбомоторах

Лаунч контроль по-разному работает на атмосферных двигателях и моторах с турбонаддувом.

На атмосфернике обороты быстро растут до заданных, и машина моментально стартует.

На турбомоторе нужно выдерживать обороты в течение 1-2 секунд, пока турбина наберет максимальные обороты. И только после этого отпускать сцепление.

Преимущества лаунч контроля на турбомоторах:

  • Более плавный разгон благодаря турболагу
  • Меньший износ деталей двигателя и трансмиссии
  • Лучшее сцепление с дорогой

Однако рекорды разгона по-прежнему показывают мощные атмосферные моторы.

Особенности лаунч контроля на электромобилях

На электрокарах технология лаунч контроля реализована иначе, чем на машинах с ДВС.

Здесь нет необходимости предварительно раскручивать двигатель. Достаточно нажать педаль акселератора, и полный крутящий момент мгновенно передается на колеса.

При этом разгон с 0 до 100 км/ч у некоторых электромобилей занимает менее 3 секунд. Например, у Tesla Model S Plaid.

Электрокары не нуждаются в сложных системах контроля, их молниеносный старт обеспечивается конструктивными особенностями электродвигателя.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.