Параллелограмм Уатта - уникальное приспособление, позволяющее значительно улучшить управляемость и комфортность классических "Жигулей". В этой статье мы подробно рассмотрим, как своими руками установить механизм на "копейку" и что это даст вашему автомобилю.
Устройство параллелограмма Уатта
Параллелограмм Уатта представляет собой механическую связь, состоящую из двух горизонтальных тяг одинаковой длины, соединенных коротким вертикальным коромыслом. Центр этого коромысла присоединяется к оси автомобиля и вынужден двигаться строго вертикально. Таким образом достигается более плавное и точное движение заднего моста по сравнению с тягой Панара.
В отличие от тяги Панара, параллелограмм Уатта имеет следующие преимущества:
- Точное вертикальное движение оси
- Повышенная управляемость автомобиля
- Уменьшение крена кузова на поворотах
Однако этот механизм также имеет и некоторые недостатки:
- Более высокая стоимость по сравнению с тягой Панара
- Увеличенная сложность установки
- Потребность в периодическом техническом обслуживании
Подбор комплектующих
Параллелограмм Уатта можно установить на "классику" как из оригинальных запчастей ВАЗ, так и с использованием аналогов от сторонних производителей.
Рекомендую обратить внимание на такие параметры при выборе комплектующих:
- Материал тяг и втулок (сталь или полиуретан)
- Точность изготовления деталей
- Комплектность
- Стоимость
Приобрести все необходимое можно как в автомагазинах, так и на авторынках.
Подготовка автомобиля
Перед установкой параллелограмма Уатта необходимо подготовить автомобиль.
Для этого потребуются следующие инструменты и материалы:
- Набор ключей
- Отвертки
- Пассатижи
- Молоток
- Напильник
- Наждачная бумага
- Рулетка
- Маркер или мел
- Сварочный аппарат (желательно)
- Антикоррозионная краска
Порядок подготовки следующий:
- Отсоединить аккумулятор
- Снять задние колеса
- Демонтировать тормозные барабаны
- Отсоединить тяги задней подвески
- Установить автомобиль на подставки
После этого нужно тщательно зачистить места предполагаемой сварки на чулке моста и элементах кузова. Затем их следует загрунтовать, чтобы предотвратить появление коррозии.
Установка коромысла на мост
Далее перейдем непосредственно к монтажу параллелограмма Уатта. Сначала установим коромысло на чулок заднего моста.
Для начала необходимо точно определить центр чулка заднего моста. Для этого:
- Измеряем длину чулка с помощью рулетки. У "Жигулей" она составляет 1208 мм.
- Делим полученный результат пополам. В нашем случае центр будет находиться на отметке 604 мм от каждого конца.
- Отмечаем найденную точку маркером или мелом.
Крепление вертикальной оси сваркой
Теперь можно приступать к установке вертикальной оси коромысла. Лучший способ - приварка с использованием сварочного аппарата. Порядок следующий:
- Тщательно зачищаем поверхность в месте предполагаемой сварки.
- Устанавливаем ось строго по центру и закрепляем прихватками.
- Производим сварку по всему периметру.
При отсутствии сварочного оборудования можно использовать болтовое крепление, предварительно просверлив отверстия.
Выравнивание и фиксация коромысла
После завершения сварочных работ необходимо проверить вертикальность установки коромысла с помощью уровня. При необходимости произвести регулировку.
Затем следует надежно затянуть все болтовые соединения и дополнительно зафиксировать их контргайками.
Монтаж кронштейна на заднем левом крыле
После установки коромысла на мост можно приступать к монтажу кронштейна на заднем левом крыле автомобиля.
Для этого:
- Размечаем и высверливаем необходимые крепежные отверстия в крыле.
- Устанавливаем кронштейн и закрепляем болтами.
- Проверяем вертикальность установки с помощью уровня.
Соединение моста с кузовом тягой
Заключительный этап установки - соединение коромысла на мосту и кронштейна на кузове при помощи тяги. При этом важно соблюсти несколько правил:
- Подбор длины соединительной тяги. Длина тяги должна точно соответствовать расстоянию между коромыслом на мосту и кронштейном на кузове. Это расстояние нужно замерить с помощью рулетки. Если подходящей тяги нет, ее можно изготовить самостоятельно из металлического прута нужного диаметра.
- Установка шаровых опор. Для обеспечения свободного вращения тяги в местах крепления используются специальные шаровые опоры. Их нужно аккуратно запрессовать в отверстия на коромысле и кронштейне перед установкой тяги.
- Регулировка натяжения тяги. Оптимальный зазор между шаровыми опорами должен составлять около 5 мм. Это позволит избежать перетяжки, но в то же время обеспечит отсутствие люфта. Регулировку осуществляют путем подбора шайб нужной толщины или натяжения гаек в местах крепления тяги.
- Проверка свободы хода подвески. После завершения монтажа важно убедиться, что подвеска сохранила достаточную свободу хода и плавность работы на всем диапазоне компрессии и отбоя. Для проверки нужно несколько раз с силой надавить на задний бампер, имитируя загрузку подвески.
- Контроль развала-схождения. Также после установки параллелограмма Уатта необходим контроль развала-схождения колес на специализированном стенде. При необходимости следует произвести регулировку для приведения параметров в норму.
Тест-драйв после установки параллелограмма Уатта
После завершения всех работ необходим обязательный тест-драйв, чтобы оценить изменения в управляемости и ходовых качествах автомобиля.
Для начала рекомендуется совершить несколько поездок по городу на разных скоростях и с включением поворотов.
Затем можно выехать на трассу для имитации экстренных маневров и прохождения поворотов на высокой скорости.
Возможные неисправности при установке
При неправильной установке параллелограмма Уатта возможно появление различных неисправностей, таких как:
- Посторонние стуки при движении
- Повышенный люфт в рулевом управлении
- Увод автомобиля в сторону
Причинами могут быть ошибки при регулировке углов установки колес, неточная фиксация соединительных элементов, деформация деталей.
Рекомендации по эксплуатации
Чтобы продлить срок службы параллелограмма Уатта, рекомендуется:
- Регулярно проверять затяжку крепежа
- Следить за износом сайлентблоков и втулок
- Контролировать состояние антикоррозионного покрытия
Замена изношенных элементов
По мере эксплуатации автомобиля неизбежен износ таких расходных элементов параллелограмма Уатта, как сайлентблоки, резиновые втулки, пыльники.
Своевременная замена этих деталей позволит избежать поломок и сохранить точность работы механизма.
Установка параллелограмма Уатта на классические "Жигули" позволяет значительно улучшить управляемость автомобиля за счет более точного вертикального движения заднего моста. Теперь вы знаете весь процесс пошаговой установки механизма на заднюю подвеску с разборкой стандартных узлов, разметкой и сваркой новых креплений, регулировкой и тестированием.