Автомобильные амортизаторы играют важную роль в обеспечении комфорта и безопасности вождения. От их правильной работы зависит сцепление колес с дорогой и устойчивость автомобиля на поворотах. Поэтому очень важно, чтобы амортизаторы были исправны и правильно отрегулированы.
Виды амортизаторов и принцип их работы
Существует несколько разновидностей амортизаторов:
- Газовые.
- Масляные.
- Газомасляные (тепловые).
Все они работают по схожему принципу, используя сопротивление текучей среды для гашения колебаний подвески. Разница в конструкции и используемых материалах.
Газовые амортизаторы
В газовых амортизаторах в качестве рабочего тела используется газ под высоким давлением (азот или аргон). При ходе поршня газ протекает через специальные клапаны, создавая необходимое сопротивление.
Масляные амортизаторы
В масляных амортизаторах рабочей жидкостью является вязкое масло. При движении поршня оно протекает через узкие каналы, гася колебания рессор.
Газомасляные амортизаторы
Газомасляные конструктивно совмещают в себе газовый и масляный амортизаторы. За счет этого достигается высокая эффективность работы в широком диапазоне температур и нагрузок.
Почему важна прокачка перед установкой?
Любой амортизатор перед установкой на автомобиль нужно обязательно прокачать. Это необходимо по нескольким причинам:
- Распределение рабочей жидкости по камерам.
- Выравнивание давления.
- Диагностика неисправностей.
При транспортировке или длительном хранении в амортизаторе может нарушиться распределение газа и масла между камерами, появиться воздух. Это приведет к ухудшению работы, появлению стуков и даже выходу из строя.
Прокачка позволяет все выровнять и подготовить амортизатор к монтажу. Кроме того, в процессе можно обнаружить внутренние дефекты и даже скрытые неисправности.
Как прокачивать амортизатор?
Прокачка амортизатора - простая процедура, не требующая специального оборудования или навыков.
Потребуются только сам амортизатор и твердая поверхность (кирпич, бетон).
Важно! Не стоит прикладывать больших усилий при прокачке. Плавные движения поршня во избежание поломок.
Алгоритм прокачки амортизатора:
- Установить амортизатор вертикально на твердую поверхность.
- Плавно нажимать на шток несколько раз до упора вниз и отпускать.
- Проконтролировать легкость хода штока.
Если в процессе прокачки выявлены дефекты (трещины, течь масла), амортизатор следует заменить.
Особенности прокачки разных типов
Для газовых, масляных и газомасляных амортизаторов есть некоторые нюансы в процедуре прокачки.
- Газовые. После каждого хода выдерживать паузу 5 секунд. Это время, за которое газ успеет перераспределиться.
- Масляные. Перед прокачкой разборных моделей проверить уровень и чистоту масла. При необходимости залить или заменить.
- Газомасляные. Допустимы небольшие "провалы" при ходе штока. Это особенности конструкции, не влияющие на работу.
Соблюдая описанный порядок действий и учитывая особенности конкретной модели, можно быстро и качественно прокачать любой автомобильный амортизатор перед установкой.
Это гарантирует долгий срок службы и предотвратит преждевременный выход из строя.
Подготовка к прокачке
Перед тем как приступить к прокачке амортизатора, нужно выполнить ряд подготовительных действий:
- Осмотреть амортизатор на наличие внешних повреждений, трещин, подтеков масла.
- Убедиться в исправности всех крепежных и уплотнительных элементов.
- Проверить комплектацию штатными прокладками, сальниками, пыльниками.
Прокачивать амортизатор имеет смысл только в том случае, если он полностью исправен. Иначе возможен выход из строя или травмирование.
Пошаговая инструкция по прокачке
Итак, как прокачать амортизатор? Пошагово процесс прокачки амортизатора выглядит следующим образом:
- Установить амортизатор строго вертикально штоком на твердую поверхность.
- Надавить на корпус до упора вниз, выждать 2-3 секунды в этом положении.
- Медленно отпустить, дать штоку полностью выйти в исходное состояние.
- Повторить действия 2-3 раза для полноценной прокачки.
Важно следить, чтобы движение штока было плавным, без рывков и заеданий. Иначе возможна внутренняя поломка амортизатора.
Моменты для контроля
В процессе прокачивания амортизатора следует обращать внимание на такие особенности его работы:
- Температура корпуса (не должна значительно отличаться от комнатной).
- Посторонние шумы при ходе штока.
- Вибрация и дрожь корпуса.
При обнаружении любых аномалий прокачку следует немедленно прекратить. Возможно амортизатор неисправен или имеет внутренние повреждения.
Завершение процедуры
После того, как прокачивание амортизатора завершено, необходимо:
- Очистить все поверхности от загрязнений.
- Нанести на резиновые и металлические детали смазочные материалы.
- Установить защитный чехол штока.
- Поместить амортизатор в упаковку или сразу произвести монтаж.
С этого момента амортизатор считается прокачанным и полностью готовым к эксплуатации.
Частые ошибки при прокачке
Несмотря на кажущуюся простоту, в процессе прокачки амортизатора часто допускают типовые ошибки:
- Перекос корпуса относительно вертикальной оси.
- Резкие, рывковые нагрузки на шток.
- Попадание грязи и пыли на сальники при ходе штока.
Все это может привести к преждевременному износу и выходу амортизатора из строя. Поэтому контролируйте технику прокачивания.
Признаки качественной прокачки
Корректно прокачанный амортизатор обладает такими признаками:
- Плавность хода штока по всей длине.
- Отсутствие люфтов и заеданий.
- Минимум усилия для прокачивания.
- Равномерное распределение рабочей жидкости.
Если хотя бы по одному из пунктов замечены отклонения, процедуру прокачки следует повторить.