Новая методика "Выделение существенных признаков" для развития логического мышления

Новая уникальная методика "Выделение существенных признаков" помогает развить логическое мышление и аналитические способности как у детей, так и у взрослых. Узнайте об этой методике и как она может помочь вам или вашим детям в этой статье.

История создания методики "Выделение существенных признаков"

Методика "Выделение существенных признаков" была разработана С. Я. Рубинштейном.

Основная цель методики - исследование особенностей мышления, а также способности человека дифференцировать существенные и несущественные признаки объектов или явлений.

Кроме того, наличие ряда однотипных заданий позволяет оценить последовательность рассуждений испытуемого при решении подобных логических задач.

Теоретические основы методики

Методика "Выделение существенных признаков" направлена на развитие абстрактно-логического мышления.

В основе методики лежит andaliz и сравнение понятий с целью определения наиболее существенных признаков. При выполнении заданий испытуемый должен:

  • Отделить значимые, определяющие характеристики понятия от второстепенных;
  • Преодолеть поверхностные ассоциации;
  • Сосредоточиться на смысловом содержании понятий.

Таким образом достигается развитие абстрактного мышления и способности к обобщению.

Кроме того, методика "Выделение существенных признаков" позволяет определить преобладающий у испытуемого стиль мышления - конкретный или абстрактный.

При конкретном мышлении человек опирается на внешние, ситуативные характеристики объектов. Абстрактное мышление позволяет улавливать сущность явлений, независимо от конкретной ситуации.

Таким образом, анализируя ответы с помощью данной методики, можно сделать вывод о преобладании того или иного типа мышления у конкретного человека.

Как проводится тестирование по методике

Тестирование по методике "Выделение существенных признаков" можно проводить как в групповом, так и в индивидуальном порядке.

Инструкция для испытуемого выглядит следующим образом:

"Здесь даны ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках – 5 слов на выбор. Вам нужно из этих пяти слов выбрать только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками".

Далее испытуемому предъявляется бланк с 20 рядами слов. Каждый ряд содержит одно слово перед скобкой и 5 слов внутри скобок. Испытуемый должен выбрать 2 наиболее существенных слова из 5 предложенных.

Например:

Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

Здесь в качестве наиболее существенных следует выбрать слова "растения" и "земля".

Для младших школьников задание можно упростить, предложив выбрать существенные слова только из 5 рядов.

Время тестирования не ограничено, но уже через 20 секунд после начала работы можно оценить способность испытуемого быстро ориентироваться в значениях слов и выделять наиболее существенные характеристики.

Дети на лугу читают книгу

Интерпретация и анализ результатов

После проведения тестирования по методике "выделение существенных признаков" проводится анализ и интерпретация полученных результатов.

Для начала необходимо подсчитать количество правильных и неправильных ответов испытуемого. Правильные ответы даны в ключе к тесту.

Затем полученные результаты соотносятся со следующими уровнями развития способности к выделению существенных признаков:

  • 13-20 правильных ответов - высокий уровень
  • 10-12 правильных ответов - средний уровень
  • Менее 10 правильных ответов - низкий уровень

Также при интерпретации результатов анализируется характер ошибок испытуемого.

Выбор несущественных, ситуативных характеристик в качестве определяющих признаков указывает на преобладание конкретного над абстрактным мышлением.

Использование результатов для развития мышления

Данные, полученные с помощью методики "Выделение существенных признаков" могут использоваться для дальнейшего развития мышления как взрослых, так и детей.

В зависимости от уровня сформированности навыка выделения существенных признаков подбираются различные упражнения и задания для тренировки логического мышления.

Учитель у доски объясняет модель критического мышления

Ограничения методики

Несмотря на широкие диагностические возможности, у методики "Выделение существенных признаков" есть некоторые ограничения, о которых следует помнить.

Во-первых, методика не всегда применима для обследования людей с низким интеллектом или нарушениями речи. В таких случаях результаты могут быть неточными.

Во-вторых, методика диагностирует лишь отдельный аспект мышления - способность к абстрактным обобщениям. Для получения целостной картины необходима дополнительная психодиагностика.

Совершенствование методики

Несмотря на доказанную эффективность, методика "Выделение существенных признаков" обладает потенциалом для дальнейшего совершенствования.

В частности, возможна доработка стимульного материала с использованием слов, отражающих современные реалии и понятия из различных областей знаний.

Также перспективным направлением является адаптация методики для компьютерного тестирования с автоматической обработкой результатов и выдачей развернутых рекомендаций.

Применение методики в сочетании с другими методиками

Эффективным подходом также может стать применение методики "Выделение существенных признаков" в комплексе с другими методиками психодиагностики познавательной сферы.

Это позволит получить более полную и объективную оценку различных параметров мышления и интеллекта.

Перспективы применения методики в новых сферах

Уникальный потенциал методики заключается в возможности ее применения не только в психодиагностике, но и в других областях.

В частности, адаптированный вариант теста может использовать при отборе кандидатов в профессии, требующие аналитических способностей и умения выделять главное.

Также методика перспективна для оценки эффективности обучающих программ, тренирующих логическое мышление.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.