Познание мира - ключ к развитию личности и общества. Но что такое познание, какие существуют его виды и формы? Давайте разберемся!
1. Что такое познание и зачем оно нужно
Познание - это процесс получения новых знаний об окружающем мире. Это отражение объективной реальности в сознании человека. Без познания невозможно развитие ни отдельного человека, ни всего общества.
Цель познания - получение объективно истинных, проверяемых знаний о мире. Эти знания помогают нам ориентироваться в действительности, принимать верные решения, взаимодействовать с окружающей средой.
Задачи познания:
- описание наблюдаемых явлений и процессов;
- объяснение причинно-следственных связей;
- предсказание будущих событий.
Польза познания огромна. Благодаря ему расширяется кругозор, формируется мировоззрение, происходит интеллектуальное и нравственное развитие личности. Познание стимулирует научно-технический прогресс.
2. Структура процесса познания
Любой процесс познания включает:
- Субъект познания - тот, кто познает (человек, группа людей, человечество).
- Объект познания - то, что познается (предмет, явление, процесс).
- Средства и методы познания - способы получения знаний об объекте (органы чувств, приборы, мыслительные операции).
- Результат познания - новое достоверное знание.
Познание может осуществляться стихийно или целенаправленно в зависимости от потребностей субъекта. Различают разные формы познания в соответствии с его целями и методами.
3. Уровни и формы чувственного познания
Чувственное познание - первичный способ отражения мира с помощью органов чувств. Оно имеет ограничения в глубине постижения сущности вещей, зато обладает яркостью и непосредственностью образов.
Основные формы чувственного познания:
- Ощущение - элементарное отражение отдельных свойств предметов (цвет, запах, вкус).
- Восприятие - целостный образ воздействующего предмета.
- Представление - сохраненный и воспроизведенный в сознании образ предмета.
Достоинства чувственного познания в его непосредственности и наглядности. Воспринимаемые образы близки к изучаемым объектам, передают их внешние черты. Это обеспечивает тесную связь человека с окружающим миром.
Однако чувственное познание не может раскрыть сущности вещей, внутренние закономерные связи между ними. Для этого требуется переход к рациональному мышлению.
4. Уровни и формы рационального познания
Рациональное (логическое) познание основано на мыслительных операциях разума. Оно позволяет получать объективные, проверяемые на практике знания. Но требует определенных умственных усилий.
Основные формы рационального познания:
- Понятие - мысль, отражающая общие, существенные признаки предметов.
- Суждение - мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете.
- Умозаключение - мыслительное соединение суждений, дающее новое знание о мире.
Рациональное познание отличается абстрактностью получаемых результатов, их обобщенностью и глубиной постижения законов мироздания. Но оно опирается на данные чувств и реальный практический опыт.
Невозможно изучить разумом то, что не было изучено чувствами.
Поэтому чувственное и рациональное познание неразрывно связаны, дополняют друг друга и образуют единый процесс отражения объективного мира.
5. Научное и вненаучное познание
Научное познание - целенаправленный процесс получения объективно истинных, систематизированных знаний о мире. Основано на применении специальных методов (наблюдение, эксперимент, моделирование и др.), позволяющих выявить причинно-следственные связи.
Результаты научного познания проходят проверку на практике, что подтверждает их достоверность. Это знания о фундаментальных законах природы, общества, мышления.
Вненаучные формы познания не предполагают получения строго доказанных истин, а основаны на здравом смысле, интуиции, вере, творческом воображении. К ним относятся:
- обыденное (житейское) познание;
- художественное познание;
- мифологическое познание;
- религиозное познание и др.
Эти формы выполняют важную роль в познании мира, дополняя научное знание ценной информацией. Однако их результаты субъективны и условны.
6. Особенности философского познания
Философское познание нацелено на постижение всеобщих фундаментальных основ бытия. Философия стремится дать целостную картину мира, определить место человека в нем.
Для философского познания характерны:
- широта охвата явлений;
- стремление проникнуть в их глубинные основы;
- выход за рамки частных наук;
- опора на общие методы познания.
Результатом философского познания является целостное мировоззрение, система взглядов на окружающий мир и место человека в нем.
7. Мифологическое и религиозное познание
Для мифологического познания, характерного для ранних этапов развития, свойственно объяснение непонятных явлений природы и общества через действия сверхъестественных антхропсуществ - богов, духов, героев.
Отличительные черты мифологического познания:
- персонификация явлений;
- их олицетворение в образах фантастических существ;
- вера в реальное существование мифических героев.
Религиозное познание трактует мир сквозь призму веры в сверхъестественные силы, которые управляют Вселенной и человеческой жизнью согласно божественному промыслу.
8. Художественное и практическое познание
Художественное познание постигает жизнь в ярких образах, красках, звуках. Оно эмоционально, субъективно, опирается на творческое воображение.
Результат художественного творчества (картины, музыка, литература) несет ценную информацию о человеке, его внутреннем мире и окружающей действительности.
Практическое познание накапливает знания, возникающие в процессе преобразования мира, изобретения и использования орудий труда. Это знания о свойствах предметов, способах взаимодействия с ними. Они передаются из поколения в поколение.
9. Виды научного познания
В рамках научного познания можно выделить следующие его разновидности:
- Естественнонаучное - изучает законы природы (физика, химия, биология).
- Техническое - выявляет принципы создания и функционирования технических объектов.
- Социально-гуманитарное - исследует закономерности развития общества и человека (история, психология, социология).
Эти виды научного познания отличаются объектами изучения, однако основываются на единой методологии получения объективно-истинного знания о мире.
10. Уровни научного познания
В структуре научного познания выделяют два уровня:
- Эмпирический - основан на сборе фактов, проведении экспериментов и наблюдений.
- Теоретический - обобщает и систематизирует эмпирические данные в виде научных гипотез, законов, теорий.
Эти уровни тесно взаимосвязаны. Эмпирическое познание дает материал для теоретических обобщений. А теории объясняют наблюдаемые факты.
11. Критерии научности знания
Что такое познание, какие виды познания существуют - важный вопрос для определения степени достоверности полученных результатов. Для научного знания характерны следующие критерии:
- Объективность - независимость содержания знаний от субъекта.
- Проверяемость - возможность подтвердить или опровергнуть положения.
- Системность - включенность знаний в единую теоретическую систему.
- Прогностичность - способность научных теорий предсказывать новые факты.
12. Проблемы современного научного познания
Научное познание сталкивается с рядом трудностей на современном этапе развития:
- Узкая специализация ученых затрудняет целостное видение картины мира.
- Прагматическая направленность исследований препятствует изучению фундаментальных проблем.
- Коммерциализация науки снижает объективность получаемых результатов.
Для преодоления этих проблем важно возрождение подлинно гуманистических ценностей научного познания, осознание его высокой миссии в развитии общества.