Золотое правило морали - один из фундаментальных принципов этики, имеющий глубокие исторические корни. Но кто же первым сформулировал это правило, столь важное для человечества? Давайте разберемся!
Истоки золотого правила в религиозных учениях
Впервые принцип, легший в основу золотого правила морали, был сформулирован в Ветхом Завете: "Возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Лев. 19:18). Эту заповедь иудейские мудрецы считают основной заповедью иудаизма.
Согласно известной притче иудеев, один язычник, решивший изучать Тору, пришел к раввину Гиллелю и сказал ему: «Я обращусь в иудаизм, если ты расскажешь мне всю Тору, пока я стою на одной ноге». Гиллель ответил: «Не делай соседу того, что ненавистно тебе, в этом вся Тора. Остальное — пояснения; теперь иди и учись».
В Новом Завете золотое правило морали неоднократно повторялось Иисусом Христом: "Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними" (Мф. 7:12). Этот принцип также упоминали ученики Иисуса:
- "Все, чего только желали бы вы, чтобы люди вам делали, так и вы им делайте" (Мф. 7:12)
- "Не судите, да не судимы будете" (Лк. 6:37)
В исламе золотое правило морали присутствует в Сунне — сборнике изречений пророка Мухаммеда:
«Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе».
А в буддизме золотое правило выражено через принцип ахимсы — непричинения вреда живым существам.
Золотое правило в античной философии
Уже древнегреческие философы затрагивали идеи, лежащие в основе золотого правила морали. Так, Фалес Милетский говорил о равенстве всех людей, а Гесиод — о необходимости справедливости и честности.
Сократ и Платон также уделяли внимание принципу справедливых взаимоотношений между людьми. Например, Аристотель считал, что к друзьям следует относиться так, как хотелось бы, чтобы они относились к вам.
Аристотель: «Поступай по отношению к друзьям так, как хотелось бы, чтобы они вели себя с вами».
А древнеримский философ Сенека писал о золотом правиле в "Исповеди":
«И, конечно, знание грамматики живет не глубже в сердце, чем запечатленное в нем сознание, что ты делаешь другому то, чего сам терпеть не пожелаешь».
Таким образом, уже в античные времена мыслители задумывались о справедливых принципах человеческих взаимоотношений, которые впоследствии легли в основу золотого правила морали.
Конфуций - автор древнекитайской формулировки
Одно из первых упоминаний золотого правила морали принадлежит древнекитайскому философу Конфуцию (551—479 гг. до н.э.). В его труде "Беседы и суждения" содержится следующая цитата:
«Не делай другим того, чего не желаешь себе».
Здесь сформулирована основная идея золотого правила морали. По сути, Конфуций сформулировал золотое правило в том виде, в котором мы знаем его сегодня. Этот принцип взаимности и лежит в основе этики конфуцианства.
Схожие идеи о необходимости следовать справедливости в отношениях между людьми присутствуют и в других направлениях древнекитайской философии — даосизме и моизме.
Конфуций также распространил действие золотого правила морали на отношения человека с окружающим миром и природой:
Человеку не следует причинять боль, подчинять себе, порабощать, мучить и убивать ни одно животное, живое существо, организм или чувствующее существо.
Так древнекитайский мудрец заложил основы этики гуманного отношения к живой природе.
Христиан Томазий о трех формах золотого правила
Немецкий философ Христиан Томазий в начале XVIII века выделил три основные формы золотого правила морали, разграничив сферы права, политики и морали. Он назвал эти принципы соответственно принципами права (лат. justum), приличия (decorum) и уважения (honestum).
Русский философ В.С. Соловьев отмечал в золотом правиле два аспекта: отрицательный ("правило справедливости") и положительный, выраженный в заповеди Христа ("правило милосердия").
Немецкий профессор Г. Райнер выделил три основные формулировки золотого правила морали, которые во многом перекликаются с идеями Томазия и Соловьева.
Золотое правило в этике Канта
Великий немецкий философ Иммануил Кант сформулировал в своих этических трудах принцип, близкий к золотому правилу морали. В "Основах метафизики нравственности" Кант писал:
Поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть всеобщим законом.
Поскольку, согласно Канту, человек является высшей целью, это позволяет сформулировать высший принцип нравственности так:
Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству.
Кант подверг критике упрощенную трактовку золотого правила морали, указав, что оно не может служить всеобщим законом, поскольку не содержит в себе оснований долга.
Гуманистическая трактовка у Ж.-П. Сартра
Французский философ-экзистенциалист Жан-Поль Сартр дал светскую гуманистическую трактовку золотому правилу морали:
Когда мы говорим, что человек сам себя выбирает, мы имеем в виду, что каждый из нас выбирает себя, но тем самым мы также хотим сказать, что, выбирая себя, мы выбираем всех людей.
Сартр утверждал, что выбор человека всегда направлен на благо, поскольку "ничто не может быть благом для нас, не являясь благом для всех". Так философ раскрыл гуманистический потенциал золотого правила.
Кто сформулировал "золотое правило нравственности"
Из вышесказанного видно, что золотое правило морали имеет глубокие исторические корни и в том или ином виде присутствовало во многих философских и религиозных учениях на протяжении истории человечества.
Однако первое четкое упоминание принципа "Не делай другому того, чего не желаешь себе" принадлежит древнекитайскому философу Конфуцию в VI-V вв. до н.э. Именно он впервые сформулировал золотое правило нравственности для последующих поколений.
Золотое правило в современном мире
В современном мире, несмотря на социальный, религиозный и культурный плюрализм, люди остро нуждаются в общих ценностях и нравственных ориентирах. И золотое правило морали может служить тем самым универсальным принципом, который поможет преодолеть разногласия.
Необходимость общих ценностей и нравственных ориентиров
Следуя золотому правилу, человек учится уважать других людей вне зависимости от их происхождения, веры или культуры. А это ключ к преодолению предрассудков и конфликтов в обществе.
Кризис гуманизма и возрождение морали
Многие мыслители говорят о кризисе гуманизма в современном обществе, когда интересы и права конкретного человека отходят на второй план. Следование золотому правилу морали помогло бы вернуть в центр внимания ценность каждого человека.
Кто придумал золотое правило морали, стремился к тому, чтобы люди относились друг к другу с уважением и состраданием.
Пути утверждения золотого правила в обществе
Для того чтобы принцип "Не делай другому того, чего не желаешь себе" воплотился в реальность, необходимо:
- Продвигать его через систему образования и воспитания
- Учитывать в разработке законов и социальной политики государства
- Популяризировать в средствах массовой информации и социальных сетях
Золотое правило как основа личностного развития
Следование золотому правилу морали важно не только для общества в целом, но и для каждого конкретного человека. Оно помогает в личностном росте, формируя такие качества, как:
- Эмпатия и сострадание
- Чувство справедливости
- Умение ставить себя на место другого
Тот, кто сформулировал золотое правило морали, хотел, чтобы люди развивали в себе лучшие качества, делающие их по-настоящему гуманными.
Проблема всеобщности золотого правила
Несмотря на кажущуюся очевидность и простоту, золотое правило морали не является абсолютной истиной и сталкивается с определенными проблемами при применении. Одна из таких проблем - различия в потребностях и интересах людей. То, что является благом для одних, может не являться таковым для других.
Кант критиковал золотое правило, указав, что оно не может быть всеобщим законом.
Историческая обусловленность понимания морали
Восприятие моральных норм и ценностей менялось на протяжении истории под влиянием социальных и культурных факторов. Поэтому конкретное понимание золотого правила также относительно.
Например, рабство в античные времена считалось нормой, а сейчас морально недопустимо с точки зрения гуманизма.
Различия трактовок в разных культурах
Хотя золотое правило присутствует во многих культурах, его понимание не везде одинаково. Например, в более коллективистских обществах Востока на первом месте интересы общества в целом.
У буддистов золотое правило выражено через принцип ахимсы - непричинения вреда.
Вызовы глобализации для моральных норм
В эпоху глобализации происходит столкновение разных культур и систем ценностей. И золотое правило не решает проблемы универсальной морали для человечества.
Остается открытым вопрос: возможно ли в принципе создание всеобщей, непротиворечивой моральной системы?
Золотое правило как основа для диалога
Несмотря на различия в трактовках, само наличие золотого правила во многих культурах говорит о стремлении человечества к выработке общих морально-нравственных принципов.
Поиск ответа на этот фундаментальный вопрос мог бы стать основой для диалога между разными мировоззрениями и культурами.
Роль личного примера в утверждении золотого правила
Для того чтобы золотое правило морали воплотилось в жизнь, недостаточно просто провозгласить этот принцип. Каждый человек должен на личном примере демонстрировать его реализацию.
Если мы хотим, чтобы люди относились друг к другу с уважением и добротой, то должны сами в повседневной жизни следовать этому правилу.
Проявление заботы и участия
Золотое правило морали начинается с малого - оказания помощи нуждающимся, проявления заботы и участия к людям в нашем близком окружении.
Честность и порядочность во всем
Важно быть честным и порядочным во всех жизненных ситуациях - в семье, коллективе, бизнесе. Избегать лжи и обмана.
Необходимо проявлять доброжелательность и дружелюбие по отношению к окружающим людям - улыбаться, здороваться, интересоваться их жизнью.
Хорошо по возможности помогать тем, кто в этом остро нуждается, даже если от них трудно ждать ответной помощи.
Конечно, невозможно всегда в точности придерживаться золотого правила - иногда возникают сложности. Но важно стремиться следовать ему.