Пиррихий - ритмическая фигура в русском стихосложении, представляющая собой стопу из двух безударных слогов. Рассмотрим подробнее, что это такое, где и как используется пиррихий в поэзии.
Определение пиррихия
Пиррихий (от др.-греч. πυρρίχιος - «огненно-рыжий») - стопа из двух кратких, безударных слогов в античной метрике. В русское стихосложение этот термин ввели Тредиаковский и Ломоносов в XVIII веке.
Согласно определению, пиррихий это стопа схемы из двух безударных слогов подряд. Она может замещать собой ямб или хорей, то есть "выпадать" вместо схемного ударного слога.
Функция пиррихия в поэзии
Хотя классики не одобряли частого употребления пиррихиев, на практике почти все стихотворения содержат такие "пропуски" ударений. Замена схемной стопы на пиррихий позволяет:
- Разнообразить ритмический рисунок.
- Сделать интонацию более живой и естественной.
- Выделить смысловые акценты в строке.
Пиррихий - это яркий пример того, как поэты используют отступления от схемы размера для придания стиху большей естественности и выразительности.
Пиррихий - это не нарушение размера
В отличие от таких понятий, как логаэд или верлибр, пиррихий не меняет размер стихотворения. Присутствие пиррихия в строке ямба или хорея не отменяет сам факт того, что перед нами ямбический или хореический стих.
Пиррихий может стоять в любой стопе, кроме последней. Один пиррихий или даже два подряд не портят общей картины. Лишь множественные "пропуски" ударений в середине строки меняют восприятие ритма.
Таким образом, пиррихий это вариативный элемент русского стиха, а не его нарушение. Безударные стопы оживляют интонацию, делают звучание строки богаче и выразительнее.
Пиррихий в верлибре
В свободном стихе пиррихии - одно из основных средств ритмизации наряду с анакрузами и прочими отступлениями от метра и размера.
В верлибре пиррихии могут стоять в любом месте строки, а не только замещать схемные стопы. Благодаря этому достигается интонационное богатство свободного стиха.
Пиррихий в прозе
Хотя пиррихий изначально относится к категориям стиховедения, похожие явления наблюдаются и в ритмической прозе. Речь идет о так называемых "прозаических пиррихиях".
Это места в тексте, где ритм прерывается вставкой двух безударных слогов. Такая неожиданная пауза выделяет следующее за ней слово, придает ему смысловой акцент.