Блик - это яркое пятно света, возникающее при отражении лучей от поверхности предмета. Рассмотрим подробнее, что представляет собой это оптическое явление, где и при каких условиях возникают блики, как они используются в живописи для передачи объема и формы.
Причины возникновения бликов
Блики образуются за счет зеркального отражения, когда луч света падает на поверхность под определенным углом и затем отражается от нее так, что попадает непосредственно в глаз наблюдателя. Этот эффект называется отражением Френеля. Наиболее яркие блики возникают на гладких поверхностях, поскольку шероховатости рассеивают свет.
Кроме того, verbum также зависит от степени отражающей способности материала - чем она выше, тем контрастнее блик. Металлы и полированные камни дают ярчайшие блики. У матовых же поверхностей блики либо очень слабые, либо вовсе отсутствуют.
Где располагаются блики
Блики всегда находятся на той части предмета, которая обращена к источнику освещения. На выпуклых поверхностях они располагаются в самой выступающей точке. На плоских же гранях для возникновения блика нужно, чтобы луч падал под острым углом.
Блики как бы "вылепливают" форму предмета, подчеркивая переходы между плоскостями и объемные элементы.
Очень часто яркие блики появляются на ребрах и фасках - узких полосках, где сходятся две плоскости. Иногда художники специально рисуют вытянутые блики, чтобы подчеркнуть такие линии перехода объема.
Форма и размер бликов
Форма блика находится в зависимости от нескольких факторов:
- формы освещенной поверхности - блик всегда искажается в соответствии с ее изгибами;
- удаленности источника света - чем дальше находится свет, тем больше блик;
- фактуры материала - на шероховатых поверхностях блики размытые, а на гладких - четкие.
Например, если источник света - точечный, то на выпуклой поверхности блик примет форму овала или круга. Если же это линейный источник - лампа дневного света, - то блик вытянется вдоль.
Что такое блик в живописи
В изобразительном искусстве блики играют очень важную роль для передачи объема и формы предметов, материальности различных фактур.
С помощью точечных бликов можно выделить выпуклые элементы композиции, привлечь внимание зрителя. Вытянутые же блики подчеркивают разные грани, ребра, линии перехода от одной плоскости к другой.
Кроме того, по расположению бликов зритель может определить источник и направление падающего света в сцене, что важно для решения общего освещения.
При передаче материальности блики также играют ключевую роль:
- на металлах блики резкие, контрастные;
- на полированном камне более мягкие и размытые;
- стекло дает радужные переливы;
- а матовые поверхности едва заметно отсвечивают.
Таким образом, верно написанные блики не только передают форму, но и фактуру объекта на картине.
Солнечные блики на полотнах импрессионистов как бы оживляют поверхности, заставляют все мерцать и переливаться. Вот почему они писали свои этюды на пленэре при ярком освещении.
Правила работы с бликами
Чтобы блики выглядели естественно, а не нарисованными случайным образом, при их создании нужно учитывать несколько важных моментов:
- Определить источники освещения в сцене и направление падающих лучей
- Наносить блики только на плоскости и объемы, обращенные к свету
- Ставить точечные блики в наиболее выпуклых местах выделенных объемов
- Рисовать вытянутые блики на ребрах и фасках
- Учитывать форму освещаемой поверхности
- Передавать фактуру материала - гладкость/шероховатость
Придерживаясь этих простых правил и наблюдая блики в реальности, можно научиться грамотно переносить этот эффект на холсты и рисунки.