Что такое шкив: назначение, устройство, виды

Шкив - важный элемент многих механических передач. Рассмотрим подробно, что это такое и как устроен шкив.

Крупный план рук автомеханика, устанавливающего шкив на двигатель. Сцена в авторемонтной мастерской, с мягким студийным освещением и мелкой глубиной резкости, выделяющей шкив и инструменты.

Что такое шкив

Шкив представляет собой колесо с выемкой по окружности для ремня. С помощью шкивов передается вращение между валами. Например, в двигателе шкив на коленчатом валу приводит распределительный вал, водяной насос и другие агрегаты.

От блока шкив отличается тем, что передает крутящий момент на вал. Блок же вращается свободно и меняет лишь направление движения ремня или троса.

Как устроен шкив

Для передачи вращения шкив взаимодействует с ремнем. Чаще всего это клиновой ремень, реже - круглый или плоский.

В ободе шкив имеет ручей - выемку для ремня с наклонными стенками:

  • У клиновых шкивов угол наклона от 32 до 40 градусов.
  • Глубина ручья зависит от сечения ремня - узкий, широкий.

Также на шкиве может быть несколько ручьев - тогда речь идет о поликлиновом ремне.

Как работает шкив

Шкив передает вращение за счет силы трения между боковыми поверхностями ручья и клином ремня. При правильном натяжении ремень плотно прижат к стенкам ручья и не проскальзывает.

Для нормальной работы важно:

  1. Параллельность осей шкивов.
  2. Отсутствие люфтов в подшипниках.
  3. Постоянный натяг ремня.

При соблюдении этих условий передача с шкивами бесшумна и надежна.

Туманный пейзаж раннего утра с горной дорогой, извивающейся сквозь сосновые леса, мимо проезжает грузовик с видимой шкивной передачей, приводящей его механизмы.

Виды шкивов

По типу используемого ремня шкивы делят на несколько основных типов:

  • Ручьевые шкивы для клиновых ремней.
  • Зубчатые шкивы для зубчатых ремней.
  • Круглоременные шкивы.

По конструкции бывают:

  1. Цельные, из одной заготовки.
  2. Составные, с резиновой втулкой для гашения вибраций.

По креплению на валу:

  • С насадкой на вал.
  • С болтовым креплением.

Шкив на двигателе

На двигателе внутреннего сгорания используется шкив коленчатого вала. Он крутит распределительный вал, водяной насос, генератор и другие агрегаты.

Такой шкив может быть цельным или составным, с резиновой втулкой. Также бывает ручьевым для клинового ремня или зубчатым.

Как снять шкив

Для снятия шкива коленвала:

  1. Открутить крепежный болт шкива ключом.
  2. Снять шкив при помощи съемника, вворачивая болты в специальные отверстия.
  3. Установка нового шкива в обратном порядке.

Материал изготовления шкивов

Шкивы изготавливают из различных материалов в зависимости от условий работы и требований к приводу:

  • Для стационарного оборудования чаще всего используют серый чугун, реже - ковкий чугун или сталь. Такие шкивы дешевле, но имеют большую массу.
  • В механизмах, где важно снизить вес, применяют штампованные стальные или алюминиевые шкивы.
  • Для ответственных агрегатов используют шкивы из магниевых сплавов, титана, иногда бронзы.

Преимущества и недостатки шкивных передач

По сравнению с другими видами механических передач, шкивные имеют ряд достоинств:

  • Простота конструкции, низкая стоимость.
  • Возможность передачи крутящего момента на большие расстояния.
  • Гладкая бесшумная работа.
  • Надежность, долговечность.

К недостаткам можно отнести:

  • Большая длина передачи по сравнению с зубчатыми.
  • Вероятность проскальзывания ремня.
  • Невозможность передачи высоких мощностей.

Выбор шкива и ремня

При подборе шкивов и ремней нужно учитывать:

  • Требуемый крутящий момент и частоту вращения.
  • Расстояние между осями и их взаимное расположение.
  • Условия работы - температура, влажность, запыленность, вибрация.

Для этого необходимо:

  1. Определить мощность передачи по каталогам производителей.
  2. Подобрать сечение и количество ремней.
  3. Выбрать диаметры шкивов исходя из передаточного числа.
  4. Проверить прочность ремня и долговечность подшипников.

Правильный расчет параметров шкивов и ремней гарантирует надежную работу всей передачи.

Обслуживание шкивных передач

Для бесперебойной работы шкивного привода требуется:

  • Периодический осмотр и регулировка натяжения ремня.
  • Своевременная смена изношенных ремней.
  • Проверка люфтов и затяжка крепежа подшипников шкивов.
  • Очистка шкивов и ремня от загрязнений.

При появлении вибраций, шума, проскальзывания необходимо выяснить причину и устранить.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.
Новости и общество
Новости и общество
Новости и общество