Подростковый возраст – время изменений, когда дети начинают ощущать себя взрослыми, когда меняется их мировоззрение, установки, ценности. Недаром его еще называют «переходным». Одним из ведущих видов деятельности для подростков в это время становится личностное общение. Однако не каждый ребенок еще умеет подать себя с нужной стороны.
Для того чтобы помочь школьникам осваивать новые социальные и личные роли, специалисты в школе могут проводить психологические игры для подростков. Ценность данной деятельности неоспорима. В игре дети более раскрепощены, получают новые впечатления, могут позволить себе общение, совершенно отличное от того, к которому они привыкли в обыденной жизни.
Психологические игры и упражнения применяются на классных часах, тренингах, специальных занятиях, цель которых может быть различной. Это сплочение детского коллектива, умение противостоять давлению (для профилактики наркомании), обучение навыкам эффективного общения и т. д. Важно, чтобы по окончании игры учащиеся обсудили свои впечатления, высказали, чем они довольны и что им не понравилось (в психологии – шеринг).
Некоторые упражнения одинаково ценны для различных возрастов, независимо от того, используются ли они совсем для малышей, для старших подростков или для взрослых. Такие игры универсальны. Однако в зависимости от контингента участников они могут преследовать различные цели.
Так, к примеру, выбирая психологические игры для дошкольников, следует обратить внимание на следующую, носящую название «Что сказал царь?». Для малышей данное упражнение направлено на развитие умения работать в команде, готовит их к выполнению взрослых ролей, подчинению «лидерским» командам. У взрослых людей, помимо прочего, развивается такая важная функция, как креативность мышления.
Данное упражнение, как и прочие психологические игры, для подростков можно использовать с целью сплочения коллектива. Для начала следует определить «атрибут власти». Это может быть книга, ручка, указка или иной предмет. Когда участник берет данную вещь в руки, он становится «царем». В течение 5 минут он может отдавать любые команды всем оставшимся игрокам или кому-либо одному.
Для ведущего есть два главных правила: не повторять предыдущие задания и не выдерживать длительные паузы. Все остальные участники должны выполнять то, что скажет «царь», саботировать или отказываться от этого никто не имеет права.
Психологические игры для подростков обычно имеют четкие правила, которым необходимо строго следовать. Отклонения от выполнения заданий не приветствуется. Так, для расслабления, снятия напряжения и развития воображения можно использовать упражнение «Водопад». Детям предлагается поудобнее сесть, расслабиться. Далее ведущий произносит текст, описывая место, куда подростки отправляются в своем воображении. Слова должны быть достаточно красочными, чтобы дети смогли себе со всей точностью представить то, о чем говорится.
Психологические игры для подростков являются важным средством в достижении многих целей, поэтому в работе педагога они просто незаменимы.