Аутизм и наличие отдельных аутичных черт - два разных состояния, которые часто путают. Давайте разберемся, что они означают и в чем principialis их отличие.
Определение аутизма
Аутизм - это нарушение нервной системы, которое влияет на способность человека к коммуникации и социальному взаимодействию. Согласно исследованиям[1], аутизм обусловлен генетически и связан с особенностями развития головного мозга.
Основные признаки аутизма:
- Трудности в общении и взаимодействии с другими людьми.
- Нарушения речи и ее понимания.
- Повторяющееся и стереотипное поведение (раскачивания, повторения слов, привязанность к ритуалам).
- Узкие, ограниченные интересы.
- Избегание зрительного контакта.
- Повышенная или пониженная чувствительность к сенсорным стимулам.
Симптомы аутизма проявляются в раннем возрасте, обычно в промежутке от 6 месяцев до 3 лет. Это пожизненное состояние, которое в той или иной степени ограничивает способность человека функционировать в обществе.
Что такое аутичные черты
"Аутичные черты" - это термин, используемый для описания поведения, схожего с поведением при аутизме. К таким чертам относят:
- Трудности в коммуникации.
- Необычные интересы или формы поведения.
- Повышенная чувствительность к сенсорным стимулам.
В отличие от аутизма как диагноза, наличие аутичных черт:
- Не всегда связано с генетическими факторами.
- Может появляться и в более позднем возрасте.
- Не всегда означает инвалидизацию.
- Может со временем пройти или значительно уменьшиться.
Аутизм и аутичные черты: в чем разница
Итак, аутизм - это диагноз, основанный на совокупности симптомов, влияющих на развитие ребенка с первых лет жизни. Аутичные черты - это скорее особенности или отклонения в поведении, которые могут, а могут и не быть проявлениями аутизма.
Основные отличия аутизма от аутичных черт:
- Аутизм вызван биологическими причинами и является расстройством нервной системы. Аутичные черты могут быть следствием средовых факторов.
- Симптомы аутизма более стойкие и резко ограничивают способность к обучению и социальной адаптации. Аутичные черты проявляются менее выражено.
- Аутизм требует специальной коррекционной программы на протяжении всей жизни. Аутичные черты зачастую корректируются в детстве без длительного вмешательства.
Таким образом, при наличии лишь отдельных признаков, схожих с аутистическими, но не влияющих кардинально на развитие ребенка, можно говорить об аутичных чертах. Если же эти проявления значительно ограничивают социальную адаптацию и коммуникацию, следует рассмотреть вопрос о расстройстве аутистического спектра.
Весь спектр аутистических проявлений в медицине принято называть расстройствами аутистического спектра (РАС). К РАС относят не только детский аутизм, но и синдром Аспергера, и некоторые другие нарушения нервной системы со сходными симптомами.
Диагноз РАС может поставить только врач (психиатр, невролог) на основе наблюдения, всестороннего обследования и с учетом анамнеза (истории развития) ребенка. Зачастую подтвердить или опровергнуть аутизм бывает непросто даже опытному специалисту.
Наличие лишь отдельных аутичных черт не позволяет ставить столь серьезный диагноз. К тому же такие особенности поведения имеют хороший прогноз при правильном подходе и коррекционной работе.
Поэтому крайне важно не путать аутизм как заболевание нервной системы с аутичными чертами как особенностями поведения. И в случае появления подозрений на аутизм обязательно проконсультироваться со специалистом для постановки точного диагноза и выбора оптимальной тактики развития и поддержки ребенка.
Диагностика аутизма и аутичных черт
Аутизм и аутичные черты - в чем разница? Разница заключается прежде всего в степени выраженности симптомов и их влиянии на повседневное функционирование ребенка. Чтобы правильно поставить диагноз, необходимо провести комплексную диагностику.
Обычно она включает:
- Подробный сбор анамнеза и интервьюирование родителей о развитии ребенка.
- Наблюдение за поведением в разных ситуациях.
- Оценку уровня когнитивных и речевых навыков.
- Анализ способности к социальному взаимодействию.
- Исследование сенсорной чувствительности.
По результатам обследования делают вывод о наличии либо отсутствии признаков РАС. При этом "разница" между аутизмом и просто аутичными чертами может быть довольно тонкой.
Коррекционная помощь
При выявлении РАС ребенку показана пожизненная коррекционная поддержка, направленная на:
- Стимуляцию коммуникации.
- Развитие социального поведения.
- Формирование жизненных навыков.
- Обучение учебным и бытовым навыкам.
- Помощь в развитии игровых и досуговых интересов.
Если же у ребенка отмечаются лишь отдельные аутичные черты без явных признаков РАС, коррекционная работа будет менее интенсивной и долгосрочной. Обычно она сводится к:
- Консультациям психолога раз в 1-2 недели.
- Занятиям с логопедом и/или дефектологом.
- Групповым или индивидуальным коррекционным занятиям.
Таким образом, при аутичных чертах задействуется меньше специалистов и реже, нежели в случае подтвержденного диагноза РАС.
Разница между аутизмом и аутичными чертами
Итак, перечислим еще раз ключевые отличия полноценного аутизма от наличия лишь отдельных аутических проявлений:
- Аутизм - врожденное и неизлечимое расстройство нервной системы. Аутичные черты могут быть временным явлением и не всегда имеют органическую природу.
- "Разница"наблюдается в степени нарушения коммуникации, социализации, когнитивных способностей. При аутизме страдает общее развитие.
- Аутизм требует регулярной пожизненной коррекционной поддержки. Аутичные черты могут быть скорректированы за более короткий срок.
Таким образом, "разница" довольно существенная. Однако в сложных диагностических случаях она может быть неочевидной даже для опытного специалиста. Поэтому при любых подозрениях на аутизм следует обратиться к врачу для уточнения диагноза.
Современные подходы к коррекции аутизма
На сегодняшний день аутизм как таковой неизлечим. Однако современные методы коррекции помогают добиться значительных успехов в социализации даже при тяжелой степени аутизма.
Наиболее эффективными считаются:
- Прикладной анализ поведения (АВА-терапия).
- Структурированное обучение.
- Когнитивно-поведенческая терапия.
- Альтернативные средства коммуникации (PECS, жесты).
При адекватной медико-психолого-педагогической поддержке даже severely аутичные дети могут осваивать некоторые академические навыки, учиться самообслуживанию и взаимодействию с близкими людьми.