Интенсивность движения: определение, особенности, расчет и примеры

Интенсивность движения - ключевой показатель работы дорожной сети. От него зависят безопасность, комфорт и эффективность передвижения. Давайте разберемся, как правильно определять и анализировать этот важный параметр.

Определение интенсивности движения

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2017 г. No 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации», интенсивность дорожного движения - это количество транспортных средств и/или пешеходов, проходящих за единицу времени в одном направлении на определенном участке дороги.

Основными единицами измерения интенсивности движения являются:

  • Число автомобилей в час (авт./час);
  • Число автомобилей в сутки (авт./сутки).

Различают следующие основные виды интенсивности:

  1. Среднегодовая суточная.
  2. Расчетная на перспективу.
  3. Часовая.

Для расчета интенсивности используются специальные формулы, учитывающие показатели грузонапряженности дорог, коэффициенты неравномерности движения, состав транспортного потока и другие параметры.

Зависимость интенсивности от внешних факторов

На интенсивность дорожного движения влияют различные внешние факторы.

В частности, наблюдается четкая зависимость от дня недели и времени суток. Как правильно понимать фразы интенсивное движение ? Это означает повышенный транспортный поток в часы пик - утром и вечером в рабочие дни.

Также изменение интенсивности происходит по сезонам года. Летом и осенью количество автомобилей на дорогах увеличивается.

Немаловажную роль играют текущие погодные условия. Во время сильных осадков или гололеда водители стараются меньше ездить на автомобиле.

Интенсивность движения зависит от качества дорожного покрытия. Применение современных материалов способствует ее увеличению.

Компоненты интенсивности движения

Интенсивность движения формируется из нескольких основных компонентов.

Состав транспортного потока. Учитывается количество легковых автомобилей, грузовиков, автобусов, мотоциклов и других видов транспорта. Их доли могут существенно различаться на разных дорогах.

Скорость движения. Средняя и мгновенная (текущая) скорость транспортных средств. Чем выше скорость, тем больше автомобилей может проехать за единицу времени.

Плотность транспортного потока. Среднее количество автомобилей на единицу длины дороги. Измеряется в авт./км. Характеризует степень заполненности полосы движения автомобилями.

Между этими компонентами существует тесная взаимосвязь. Например, при превышении определенного значения плотности скорость движения начинает резко снижаться, так как возникают помехи.

Еще один ключевой фактор - пропускная способность дороги. Это максимально возможное количество автомобилей, которое может проехать по дороге за единицу времени. Зависит от числа полос движения, технических характеристик, организации движения.

Водитель в пробке

Методы учета интенсивности движения

Существует два основных метода учета интенсивности движения:

  • Визуальный;
  • Автоматизированный.

При визуальном методе замеры проводятся вручную специальными наблюдателями. Это трудоемкий метод, но он позволяет детально оценить состав транспортного потока.

Автоматизированные методы используют различные датчики, установленные на дороге или над ней. Они дают точные данные об интенсивности, но не могут подробно охарактеризовать состав движения.

Анализ показателей интенсивности

Полученные в ходе замеров данные об интенсивности движения подвергаются детальному анализу.

В частности, рассчитываются средние значения интенсивности за разные промежутки времени - час, сутки, месяц, год. Это позволяет оценить общие тенденции и выделить часы пик .

Также анализируется равномерность движения, то есть насколько сильно изменяется интенсивность в течение суток. Чем меньше ее колебания, тем лучше.

Кроме того, текущие показатели интенсивности сопоставляются с установленными нормативами. Это необходимо для оценки пропускной способности и безопасности движения.

Центр мониторинга дорожного движения

Прогнозирование интенсивности движения

Большое значение имеет прогнозирование будущей интенсивности движения на основе текущих тенденций и внешних факторов.

Основные методы прогнозирования:

  1. Экстраполяция имеющихся трендов.
  2. Моделирование различных сценариев.
  3. Экспертная оценка.

Необходимо учитывать потенциальные ошибки вследствие непредвиденных факторов. Поэтому прогнозы периодически корректируются.

Применение данных об интенсивности

Полученные данные об интенсивности движения, включая ее прогнозы, используются для решения практических задач.

В частности, на основе данных об интенсивности оптимизируется организация дорожного движения:

  • Распределение полос и направлений движения;
  • Установка светофоров и дорожных знаков;
  • Определение скоростных режимов.

Это позволяет сделать движение более плавным и безопасным.

Расчет приведенной интенсивности движения

Помимо общей интенсивности, рассчитывается также приведенная интенсивность движения. Она учитывает долю грузовых автомобилей и автобусов в транспортном потоке.

Для этого каждому типу транспортных средств присваивается специальный коэффициент:

  • Легковой автомобиль - 1;
  • Грузовой автомобиль - 2;
  • Автобус - 3.

Затем общая интенсивность движения умножается на эти коэффициенты. Таким образом получают приведенную интенсивность в "условных легковых автомобилях".

Колебания интенсивности движения

Интенсивность движения подвержена постоянным колебаниям - как в течение суток, так и по сезонам года.

Для оценки степени этих колебаний используются специальные коэффициенты неравномерности. Чем выше коэффициент - тем больше различаются показатели интенсивности в пиковые и непиковые периоды.

Понимание закономерностей изменения интенсивности позволяет принимать превентивные меры для оптимизации транспортных потоков.

Влияние интенсивности движения на окружающую среду

Высокая интенсивность движения оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

В частности, увеличиваются выбросы вредных веществ от автомобилей - оксидов азота, углерода, серы и твердых частиц. Это приводит к повышению уровня загрязнения воздуха.

Также возрастает шумовое воздействие от движущихся транспортных средств. Шум на магистралях с интенсивным движением может достигать 85-90 дБА, что значительно превышает допустимые нормы.

Влияние интенсивности движения на аварийность

С увеличением интенсивности движения повышается вероятность ДТП.

Причины:

  • Более высокая плотность транспортного потока;
  • Недостаточные интервалы между автомобилями;
  • Повышенная скорость движения.

Поэтому необходимо следить, чтобы интенсивность не превышала пропускную способность дороги и безопасные пределы.

Регулирование интенсивности движения

Для регулирования интенсивности движения применяются различные методы.

К основным из них относятся:

  1. Ограничение въезда транспорта в центральные районы городов.
  2. Стимулирование использования общественного транспорта.
  3. Строительство объездных магистралей.
Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.