Изометрия - это увлекательный художественный прием, позволяющий создавать объемные изображения на плоскости. Давайте разберемся, что это такое, откуда взялся этот термин и как можно использовать изометрию в искусстве, дизайне и повседневной жизни.
Понятие изометрии
В переводе с древнегреческого "изометрия" означает "равный размер". Это аксонометрическая проекция, при которой масштабы по всем трем осям одинаковы и равны единице. Благодаря этому изометрия позволяет изобразить объемный объект на плоскости с минимальными искажениями его пропорций.
Отличие изометрии от других проекций в следующем:
- В перспективной проекции предметы уменьшаются по мере удаления от наблюдателя;
- В ортогональной проекции предмет изображается только с одной стороны.
В изометрии же предмет виден одновременно с трех сторон, при этом его пропорции не искажаются. Это позволяет достичь эффекта объемности.
Где применяется изометрия
изометрия что такое - это не только интересный художественный эффект, но и полезный инженерный прием. Исторически изометрию начали использовать для построения чертежей сложных технических объектов - деталей машин, элементов архитектуры.
На чертеже в изометрии удобно:
- показать взаимное расположение объектов;
- оценить пропорции и форму детали;
- проследить геометрию вырезов и выступов.
Сегодня изометрию активно применяют не только инженеры, но и художники, дизайнеры, архитекторы. С ее помощью можно создавать:
- композиции в живописи и графике;
- эскизы мебели и одежды;
- дизайн интерьеров;
- компьютерные и мобильные игры;
- визуализации архитектурных объектов;
- рекламные плакаты;
- логотипы, иконки, инфографику.
Одним из ярких примеров использования изометрии в искусстве являются работы голландского художника Маурица Корнелиса Эшера. Его картины, выполненные с применением изометрической проекции, создают удивительные оптические иллюзии, которые притягивают взгляд.
Как построить изометрию
Чтобы нарисовать изометрическую проекцию объекта, нужно:
- Выбрать точку обзора так, чтобы углы между осями X, Y и Z были равны 120°.
- Построить оси под углом 120° друг к другу. Чаще всего ось Z направляют вертикально вверх.
- Нанести изображение объекта на пересечение осей, соблюдая пропорции.
Для облегчения задачи можно использовать специальную изометрическую сетку - систему наклонных линий-осей с равным шагом между ними.
как начертить изометрию прямоугольной призмы? Возьмем за основу куб и рассмотрим пошагово этот процесс:
- Строим три оси под углом 120°, ось Z вертикально вверх.
- Откладываем на осях длины ребер призмы согласно заданным размерам.
- Соединяем точки по ребрам - получается изометрическая проекция призмы.
Таким образом можно изобразить любые объемные фигуры - пирамиды, цилиндры, конусы и др.
Где можно применить на практике
Знание основ изометрии пригодится для решения практических задач в самых разных областях.
Например, строители могут использовать изометрию при проектировании зданий и сооружений для наглядной визуализации объемов. Это позволяет на этапе эскизного проекта оптимизировать планировку, подсчитать объемы работ, согласовать решения с заказчиком.
Веб-дизайнеры применяют изометрию при создании интерфейсов, иконок, баннеров - это позволяет сделать их более выразительными и привлекательными для пользователя.
Геймдевелоперы и целые студии разработчиков компьютерных игр используют технику изометрической графики при моделировании игровых локаций и персонажей.
Также знания об изометрии могут помочь дизайнерам, архитекторам, художникам воплощать самые смелые творческие идеи.
Даже школьники могут применить изометрию, например, при выполнении чертежей или подготовке наглядных моделей к проектам по геометрии, черчению, трудовому обучению.
Примеры оптических иллюзий
Одна из интересных особенностей изометрии - возможность создавать за счет нее оптические иллюзии. Этим активно пользовался упомянутый ранее художник Мауриц Эшер.
На его картине "Водопад" мы видим воду, стекающую по ступеням вниз с горы. Но если присмотреться - оказывается, вода течет по замкнутому кругу, не имея ни начала, ни конца. Эшер добился этой иллюзии благодаря комбинации изометрической и перспективной проекций.
Другой известный пример оптического обмана - картина "Восходящая и нисходящая". Здесь бесконечная лестница как будто одновременно поднимается вверх и опускается вниз. Эта работа Эшера породила множество подражаний в графическом дизайне и архитектуре.
Изометрия, что такое: варианты применения
Как уже было сказано, сфера использования изометрии очень широка. Давайте рассмотрим несколько конкретных вариантов, как можно применить это на практике.
Допустим, вам как дизайнеру интерьеров заказали проект гостиной. С помощью изометрической проекции вы сможете наглядно показать клиентам расположение и пропорции всех объектов - от стен и окон до мебели и декора.
Если вы разрабатываете компьютерную стратегию в жанре RTS, изометрия поможет эффектно представить игровые локации - поселения, ландшафт, здания. А игровым персонажам и юнитам придаст объем.
Что такое изометрия еще может дать веб-дизайнеру? Например, вы прорабатываете интерфейс для поисковика. Изометрические иконки категорий сделают его более стильным.
Построение изометрии: основные этапы
Для успешного применения изометрии важно четко представлять последовательность действий.
Итак, что нужно сделать, чтобы построить изометрическую проекцию?
- Выбрать удобный ракурс для изометрической проекции.
- Построить три оси под углом 120° (чаще X, Y - 30°, Z - 90°).
- Нанести на оси габариты объекта.
- Соединить опорные точки линиями.
- При необходимости доработать детали объекта.
Если следовать этому алгоритму - можно построить изометрию любого объекта, будь то куб, пирамида, дом или человек.
Подводные камни изометрии
Несмотря на все достоинства, у изометрии есть и "подводные камни", о которых стоит помнить.
Во-первых, иногда в изометрии сложно определить, какая грань объекта является верхней или нижней, если нет дополнительных подсказок в виде тени или разметки.
Во-вторых, на изометрических изображениях трудно оценить реальное расстояние между объектами и их положение по высоте. Это может приводить к зрительным иллюзиям.
Чтобы минимизировать такие эффекты, полезно добавлять в изометрию дополнительные визуальные подсказки и играть с ракурсами.