Методика "Оперативная память": развиваем и тренируем

Память - одна из важнейших когнитивных функций человека. От того, насколько она развита, зависит успешность в учебе, работе и жизни в целом. Давайте разберемся, что такое оперативная память, как ее можно развивать и тренировать с помощью специальных методик.

1. Что такое оперативная память и зачем ее развивать

Оперативная память - это способность человека на короткое время удерживать и оперировать небольшим объемом информации. В отличие от долговременной памяти, позволяющей хранить большие объемы информации длительное время, оперативная память работает с текущими задачами.

Оперативная память дает возможность что-либо без повторения припомнить через небольшой временной промежуток. Этот период может составлять от нескольких секунд до одной-двух минут.

Объем оперативной памяти человека невелик - в среднем 5-7 объектов. Но благодаря ей мы можем решать множество повседневных задач - запоминать нужную информацию, выполнять мыслительные операции, концентрировать внимание и т.д.

Развитие оперативной памяти особенно важно в детском возрасте, так как:

  • Помогает лучше усваивать школьную программу
  • Способствует концентрации внимания
  • Тренирует мышление
  • Повышает уверенность в себе

Поэтому родители и педагоги уделяют большое внимание развитию оперативной памяти у детей с помощью специальных упражнений и методик.

Дети играют в игры на память в парке

2. Методика "Оперативная память" А.Р. Лурия

Методика "Оперативная память" была разработана выдающимся российским психологом Александром Романовичем Лурия еще в 1930-х годах. Она предназначена для оценки кратковременной слухоречевой памяти и до сих пор широко используется в практической психодиагностике.

Суть методики заключается в следующем:

  1. Испытуемому зачитывают 5 чисел
  2. В течение 15-25 секунд он должен по памяти сложить их попарно и записать 4 суммы
  3. Затем зачитывается следующий ряд и т.д.

Таким образом оценивается, сколько пар чисел человек может удержать в оперативной памяти и правильно с ними выполнить несложные математические операции.

По результатам теста подсчитывается количество правильных ответов и сравнивается с возрастными нормами. Это позволяет оценить уровень развития оперативной памяти и при необходимости составить рекомендации по ее улучшению.

Методика "Оперативная память" хорошо зарекомендовала себя на практике и до сих пор активно применяется психологами, логопедами, дефектологами и другими специалистами.

Применение методики в работе со школьниками

Методика "Оперативная память" широко используется в работе со школьниками для оценки уровня развития их кратковременной памяти.

При работе с детьми 7-8 лет применяется упрощенный вариант методики с зачитыванием 4 чисел в ряду вместо 5. Время на обработку каждого ряда составляет 25 секунд. Для детей постарше (9-12 лет) используются стандартные параметры.

Помимо оценки состояния памяти, методика позволяет определить особенности внимания и мышления ребенка, что важно учитывать в дальнейшей коррекционной работе.

Преподаватель объясняет формулы

Результаты применения методики

Исследования показали хорошую эффективность методики "Оперативная память" для оценки и коррекции состояния кратковременной слухоречевой памяти у детей.

Установлено, что регулярное выполнение этой методики как тренировочного упражнения помогает увеличить объем оперативной памяти школьников в среднем на 15-20%.

Методика оценка оперативной зрительной памяти и ее модификации

Для тренировки именно зрительной памяти были разработаны модификации методики, где вместо зачитывания используется визуальное предъявление рядов цифр.

Применение такой методики определения оперативной памяти показало ее высокую эффективность для развития способности удерживать и оперировать зрительными образами.

Компьютерные варианты методики диагностики оперативной памяти

Современные компьютеризированные модификации методики позволяют не только оценить уровень развития памяти, но и провести коррекционные тренировки с учетом индивидуальных особенностей каждого школьника.

Компьютер автоматически подбирает оптимальный уровень сложности упражнений и дает рекомендации по дальнейшему развитию памяти.

Достоинства методики "Оперативная память"

Методика "Оперативная память" обладает рядом достоинств, которые обуславливают ее широкое использование на практике:

  • Простота и доступность
  • Высокая надежность и валидность
  • Универсальность применения
  • Возможность автоматизации обработки результатов

Простота методики заключается в том, что для ее проведения не требуется дорогостоящего оборудования или специальной подготовки. Нужны лишь бланки с наборами чисел и секундомер.

Недостатки и ограничения

У методики есть и некоторые недостатки:

  1. Оценивает лишь кратковременную слухоречевую память
  2. Требует строгого соблюдения инструкции
  3. Не подходит для оценки памяти у маленьких детей

Поэтому данную методику следует рассматривать лишь как дополнение к другим способам психодиагностики памяти.

Комплексное применение с другими методиками

Для получения наиболее полной картины состояния памяти рекомендуется сочетать "Оперативную память" с другими методиками, например:

  • Методика заучивания 10 слов А.Р. Лурия
  • Методика "Запоминание чисел"
  • Тест Р. Корси на запоминание фигур

Такой комплексный подход позволяет оценить разные виды памяти и разработать эффективную программу ее развития.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.