Экспериментальная деятельность является эффективным способом развития познавательной активности и любознательности детей среднего дошкольного возраста. Давайте разберем основные аспекты организации опытно-экспериментальной работы в средней группе детского сада.
Цели и задачи экспериментальной деятельности в средней группе
Основными целями экспериментальной деятельности в средней группе являются:
- развитие первичных естественнонаучных представлений;
- развитие наблюдательности и любознательности;
- активизация мыслительных операций.
Для достижения этих целей решаются следующие задачи:
- знакомство с обобщенными способами исследования различных объектов;
- формирование умения получать новые знания в процессе практической деятельности;
- обучение использованию моделей, предложенных взрослым.
Возрастные особенности детей средней группы
При организации экспериментальной деятельности в средней группе необходимо учитывать следующие возрастные особенности детей:
- наглядно-образный тип мышления;
- развитие самостоятельности;
- способность следовать инструкциям взрослого;
- первые попытки определения проблематики исследований;
- выдвижение гипотез.
Важно помнить, что к 6-7 годам у ребенка начинает формироваться словесно-логическое мышление. Однако наглядность по-прежнему играет ключевую роль в обучении.
Формы организации экспериментальной деятельности
Экспериментальная деятельность может быть организована в рамках:
- образовательной деятельности;
- прогулок;
- досугов;
- праздников;
- совместной деятельности с семьей.
Элементы экспериментирования также могут включаться в музыкальные и физкультурные занятия. Например, исследование звучания различных музыкальных инструментов или сравнение прыгучести мячей из разных материалов.
Принципы отбора содержания экспериментов
При выборе тем и содержания опытно-экспериментальной деятельности в средней группе важно опираться на следующие принципы:
- соответствие возрастным возможностям и интересам детей;
- доступность, безопасность;
- разнообразие изучаемых объектов и явлений;
- связь с календарным планированием по образовательным областям.
На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Знания, полученные в ходе образовательной деятельности, дети усваивают лишь в том случае, если они подкреплены практикой.
Методические приемы организации экспериментальной деятельности
Для того чтобы заинтересовать детей, важно грамотно организовать начало экспериментальной деятельности. Можно использовать следующие методические приемы:
- моделирование природных явлений;
- элементы тематической или сюжетной игры;
- зрительное представление инструкций и объяснений.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде
Для успешного экспериментирования необходимо создать соответствующую развивающую предметно-пространственную среду:
- Выделить пространство для проведения опытов;
- Обеспечить доступность необходимых материалов;
- Включить познавательную и энциклопедическую литературу, альбомы, модели.
Взаимодействие с семьями воспитанников
Эффективным способом привлечения родителей к экспериментальной деятельности в средней группе является:
- Проведение консультаций и мастер-классов по организации экспериментирования дома;
- Совместное составление картотеки опытов;
- Участие родителей в подборе материалов.
Диагностика результатов экспериментальной деятельности
Для оценки результативности можно использовать такие методы, как:
- Наблюдение за активностью и самостоятельностью детей в процессе экспериментальной деятельности;
- Анализ детских вопросов;
- Оценка развития логических операций по специальным диагностическим методикам.
Риски и их минимизация
Несмотря на все преимущества, экспериментальная деятельность не лишена и определенных рисков. Рассмотрим основные из них и способы минимизации:
Несмотря на все преимущества, экспериментальная деятельность не лишена и определенных рисков. Рассмотрим основные из них и способы минимизации:
- Травмы и несчастные случаи. Необходим тщательный инструктаж по технике безопасности.
- Утомление детей. Следует чередовать активную деятельность с отдыхом.
- Неудача эксперимента. Важно грамотно спланировать опыт с учетом возрастных возможностей.
Перспективы развития экспериментальной деятельности в ДОО
Дальнейшее совершенствование экспериментальной деятельности в детском саду возможно по следующим направлениям:
- Расширение тематики экспериментов;
- Углубленное изучение естественнонаучных дисциплин;
- Использование цифровых технологий.
Преимущества цифровых технологий в экспериментальной деятельности
Применение планшетов, интерактивных столов и других гаджетов в экспериментальной деятельности в средней группе дает следующие преимущества:
- Повышение мотивации детей;
- Возможность визуализировать скрытые процессы;
- Демонстрация опасных опытов.
Экологическое воспитание через экспериментирование
Экспериментальная деятельность является эффективным инструментом экологического воспитания. В средней группе можно организовывать такие опыты, как:
- Наблюдение за ростом растений;
- Исследование свойств почвы, воды, воздуха;
- Опыты с использованием природного материала.
Здоровьесберегающий аспект экспериментальной деятельности
При планировании и проведении экспериментов в средней группе важно учитывать принципы здоровьесбережения:
- Соблюдение режима дня и гигиенических норм;
- Чередование статичных поз и движений;
- Контроль длительности, интенсивности занятий.
Эргономика пространства для экспериментирования
При организации пространства для экспериментальной деятельности в средней группе важно учитывать эргономические требования:
- Высота столов и стульев должна соответствовать росту детей;
- Освещение должно быть достаточным и рассеянным;
- Необходимо предусмотреть места для хранения материалов, оборудования.
Соблюдение эргономических норм позволит избежать быстрого утомления и сохранит работоспособность детей.
Межпредметные связи в экспериментальной деятельности
Экспериментирование тесно связано с другими образовательными областями. Например, с
- Математикой (измерения, вычисления);
- Развитием речи (фиксация результатов, презентации);
- Художественным творчеством (оформление работ).
Комплексный подход на основе межпредметных связей повышает качество образовательного процесса в целом.
Интеграция видов детской деятельности
Для повышения эффективности целесообразно интегрировать экспериментальную деятельность со следующими видами деятельности:
- Игровая;
- Коммуникативная;
- Познавательно-исследовательская;
- Продуктивная;
- Музыкально-художественная.
Такая интеграция позволяет достичь метапредметных и личностных результатов образования.
Партнерство ДОО с научными организациями
Для расширения возможностей экспериментальной деятельности целесообразно наладить партнерство ДОО с такими организациями, как:
- Детские технопарки;
- Станции юных натуралистов;
- Эколого-биологические центры.
Это позволит привлекать дополнительные ресурсы и расширять тематику экспериментов.