Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе

Экспериментальная деятельность является эффективным способом развития познавательной активности и любознательности детей среднего дошкольного возраста. Давайте разберем основные аспекты организации опытно-экспериментальной работы в средней группе детского сада.

Девочка с лупой

Цели и задачи экспериментальной деятельности в средней группе

Основными целями экспериментальной деятельности в средней группе являются:

  • развитие первичных естественнонаучных представлений;
  • развитие наблюдательности и любознательности;
  • активизация мыслительных операций.

Для достижения этих целей решаются следующие задачи:

  1. знакомство с обобщенными способами исследования различных объектов;
  2. формирование умения получать новые знания в процессе практической деятельности;
  3. обучение использованию моделей, предложенных взрослым.

Возрастные особенности детей средней группы

При организации экспериментальной деятельности в средней группе необходимо учитывать следующие возрастные особенности детей:

  • наглядно-образный тип мышления;
  • развитие самостоятельности;
  • способность следовать инструкциям взрослого;
  • первые попытки определения проблематики исследований;
  • выдвижение гипотез.

Важно помнить, что к 6-7 годам у ребенка начинает формироваться словесно-логическое мышление. Однако наглядность по-прежнему играет ключевую роль в обучении.

Формы организации экспериментальной деятельности

Экспериментальная деятельность может быть организована в рамках:

  • образовательной деятельности;
  • прогулок;
  • досугов;
  • праздников;
  • совместной деятельности с семьей.

Элементы экспериментирования также могут включаться в музыкальные и физкультурные занятия. Например, исследование звучания различных музыкальных инструментов или сравнение прыгучести мячей из разных материалов.

Дети танцуют, другие экспериментируют

Принципы отбора содержания экспериментов

При выборе тем и содержания опытно-экспериментальной деятельности в средней группе важно опираться на следующие принципы:

  1. соответствие возрастным возможностям и интересам детей;
  2. доступность, безопасность;
  3. разнообразие изучаемых объектов и явлений;
  4. связь с календарным планированием по образовательным областям.
На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Знания, полученные в ходе образовательной деятельности, дети усваивают лишь в том случае, если они подкреплены практикой.

Методические приемы организации экспериментальной деятельности

Для того чтобы заинтересовать детей, важно грамотно организовать начало экспериментальной деятельности. Можно использовать следующие методические приемы:

  • моделирование природных явлений;
  • элементы тематической или сюжетной игры;
  • зрительное представление инструкций и объяснений.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Для успешного экспериментирования необходимо создать соответствующую развивающую предметно-пространственную среду:

  1. Выделить пространство для проведения опытов;
  2. Обеспечить доступность необходимых материалов;
  3. Включить познавательную и энциклопедическую литературу, альбомы, модели.

Взаимодействие с семьями воспитанников

Эффективным способом привлечения родителей к экспериментальной деятельности в средней группе является:

  • Проведение консультаций и мастер-классов по организации экспериментирования дома;
  • Совместное составление картотеки опытов;
  • Участие родителей в подборе материалов.

Диагностика результатов экспериментальной деятельности

Для оценки результативности можно использовать такие методы, как:

  • Наблюдение за активностью и самостоятельностью детей в процессе экспериментальной деятельности;
  • Анализ детских вопросов;
  • Оценка развития логических операций по специальным диагностическим методикам.

Риски и их минимизация

Несмотря на все преимущества, экспериментальная деятельность не лишена и определенных рисков. Рассмотрим основные из них и способы минимизации:

Несмотря на все преимущества, экспериментальная деятельность не лишена и определенных рисков. Рассмотрим основные из них и способы минимизации:

  • Травмы и несчастные случаи. Необходим тщательный инструктаж по технике безопасности.
  • Утомление детей. Следует чередовать активную деятельность с отдыхом.
  • Неудача эксперимента. Важно грамотно спланировать опыт с учетом возрастных возможностей.

Перспективы развития экспериментальной деятельности в ДОО

Дальнейшее совершенствование экспериментальной деятельности в детском саду возможно по следующим направлениям:

  1. Расширение тематики экспериментов;
  2. Углубленное изучение естественнонаучных дисциплин;
  3. Использование цифровых технологий.

Преимущества цифровых технологий в экспериментальной деятельности

Применение планшетов, интерактивных столов и других гаджетов в экспериментальной деятельности в средней группе дает следующие преимущества:

  • Повышение мотивации детей;
  • Возможность визуализировать скрытые процессы;
  • Демонстрация опасных опытов.

Экологическое воспитание через экспериментирование

Экспериментальная деятельность является эффективным инструментом экологического воспитания. В средней группе можно организовывать такие опыты, как:

  • Наблюдение за ростом растений;
  • Исследование свойств почвы, воды, воздуха;
  • Опыты с использованием природного материала.

Здоровьесберегающий аспект экспериментальной деятельности

При планировании и проведении экспериментов в средней группе важно учитывать принципы здоровьесбережения:

  1. Соблюдение режима дня и гигиенических норм;
  2. Чередование статичных поз и движений;
  3. Контроль длительности, интенсивности занятий.

Эргономика пространства для экспериментирования

При организации пространства для экспериментальной деятельности в средней группе важно учитывать эргономические требования:

  • Высота столов и стульев должна соответствовать росту детей;
  • Освещение должно быть достаточным и рассеянным;
  • Необходимо предусмотреть места для хранения материалов, оборудования.

Соблюдение эргономических норм позволит избежать быстрого утомления и сохранит работоспособность детей.

Межпредметные связи в экспериментальной деятельности

Экспериментирование тесно связано с другими образовательными областями. Например, с

  • Математикой (измерения, вычисления);
  • Развитием речи (фиксация результатов, презентации);
  • Художественным творчеством (оформление работ).

Комплексный подход на основе межпредметных связей повышает качество образовательного процесса в целом.

Интеграция видов детской деятельности

Для повышения эффективности целесообразно интегрировать экспериментальную деятельность со следующими видами деятельности:

  1. Игровая;
  2. Коммуникативная;
  3. Познавательно-исследовательская;
  4. Продуктивная;
  5. Музыкально-художественная.

Такая интеграция позволяет достичь метапредметных и личностных результатов образования.

Партнерство ДОО с научными организациями

Для расширения возможностей экспериментальной деятельности целесообразно наладить партнерство ДОО с такими организациями, как:

  • Детские технопарки;
  • Станции юных натуралистов;
  • Эколого-биологические центры.

Это позволит привлекать дополнительные ресурсы и расширять тематику экспериментов.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.