Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан: описание метода, советы по его применению

Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан является популярным психодиагностическим инструментом, позволяющим выявить уровень тревожности как устойчивого личностного свойства у детей и подростков. Рассмотрим подробнее ее содержание, особенности применения и интерпретацию результатов.

Общая характеристика методики

Шкала личностной тревожности была разработана в 1980-1983 годах российским психологом А.М. Прихожан. Она основана на принципах шкалы социально-ситуационной тревоги О. Кондаша и предназначена для диагностики различных видов личностной тревожности у детей в возрасте от 10 до 16 лет.

К достоинствам данной методики относится то, что она:

  • Позволяет выявить ситуации и области действительности, вызывающие повышенную тревожность;
  • Меньше зависит от развитости интроспекции и самооценки ребенка.

Шкала личностной тревожности А. М. Прихожан - структура

Опросник состоит из 30 утверждений, описывающих различные жизненные ситуации. Испытуемому предлагается оценить степень своей тревоги в каждой из предложенных ситуаций по 4-балльной шкале:

0 баллов Ситуация совершенно не тревожит
1 балл Ситуация немного тревожит
2 балла Тревога достаточно сильная
3 балла Ситуация очень тревожна
4 балла Чрезвычайно сильная тревога

Таким образом, максимально возможный "сырой" балл по методике - 120.

Выделяют 3 основные субшкалы тревожности

В процессе обработки результатов по шкале личностной тревожности Прихожан подсчитывается суммарный балл общей тревожности, а также баллы отдельно по 3 субшкалам:

  1. Школьная тревожность
  2. Самооценочная тревожность
  3. Межличностная тревожность

Это позволяет выявить наиболее проблемные сферы, вызывающие повышенную тревогу у конкретного ребенка.

Шкала личной тревожности Прихожан - надежный и валидный инструмент

За годы применения методика доказала свою надежность и валидность. Уровень тревожности по этой шкале коррелирует с такими характеристиками как рассеянность, неуверенность в себе, склонность к переживаниям.

В целом, шкала личностной тревожности А.М. Прихожан является эффективным инструментом скрининговой диагностики тревожных расстройств и выявления дезадаптированных школьников. Полученные с ее помощью данные могут использоваться для проектирования коррекционно-развивающей работы с тревожными детьми.

Результаты опросника, их интерпретация

Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан позволяет количественно оценить выраженность тревожности. Полученные в ходе тестирования "сырые" баллы переводятся в стандартные от 1 до 10. Таким образом, становится возможным установить уровень тревожности испытуемого относительно возрастной нормы.

Выделяется 5 уровней личностной тревожности

Согласно рекомендациям А.М. Прихожан, можно выделить следующие 5 уровней личностной тревожности:

  1. Чрезмерное спокойствие (0 баллов)
  2. Норма (3-6 баллов)
  3. Несколько завышенная тревожность (7-8 баллов)
  4. Высокая тревожность (9 баллов)
  5. Явно завышенный уровень (10 баллов)

Методика Прихожан рассматривает высокую тревожность как признак дезадаптации

Как отмечает А.С.Прихожан, высокий уровень личностной тревожности по ее шкале является субъективным маркером психологического неблагополучия ребенка. Людям с завышенной тревожностью свойственны тревожно-мнительные черты характера, склонность к навязчивым переживаниям и страхам.

Данные шкалы используются для разработки коррекционных программ

Результаты тестирования по методике "шкала личностной тревожности" А. М. Прихожан могут применяться школьными психологами для выявления дезадаптированных детей и проектирования для них индивидуальных и групповых развивающих и психокоррекционных программ. Цель таких программ - снижение общего уровня тревожности ребенка, повышение стрессоустойчивости, развитие адекватной самооценки.

психолог в школе

Преимущества и ограничения методики

К несомненным достоинствам опросника Прихожан относятся высокие психометрические показатели (надежность, валидность), компактность, простота применения и обработки результатов. В то же время, данная методика не лишена недостатков. В частности, она не позволяет дифференцировать различные виды тревожных расстройств и их причины.

Портрет девушки-подростка, кусающей от волнения ногти

Поэтому для углубленной диагностики целесообразно сочетать ее с другими опросниками и проективными методиками.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.