Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан является популярным психодиагностическим инструментом, позволяющим выявить уровень тревожности как устойчивого личностного свойства у детей и подростков. Рассмотрим подробнее ее содержание, особенности применения и интерпретацию результатов.
Общая характеристика методики
Шкала личностной тревожности была разработана в 1980-1983 годах российским психологом А.М. Прихожан. Она основана на принципах шкалы социально-ситуационной тревоги О. Кондаша и предназначена для диагностики различных видов личностной тревожности у детей в возрасте от 10 до 16 лет.
К достоинствам данной методики относится то, что она:
- Позволяет выявить ситуации и области действительности, вызывающие повышенную тревожность;
- Меньше зависит от развитости интроспекции и самооценки ребенка.
Шкала личностной тревожности А. М. Прихожан - структура
Опросник состоит из 30 утверждений, описывающих различные жизненные ситуации. Испытуемому предлагается оценить степень своей тревоги в каждой из предложенных ситуаций по 4-балльной шкале:
0 баллов | Ситуация совершенно не тревожит |
1 балл | Ситуация немного тревожит |
2 балла | Тревога достаточно сильная |
3 балла | Ситуация очень тревожна |
4 балла | Чрезвычайно сильная тревога |
Таким образом, максимально возможный "сырой" балл по методике - 120.
Выделяют 3 основные субшкалы тревожности
В процессе обработки результатов по шкале личностной тревожности Прихожан подсчитывается суммарный балл общей тревожности, а также баллы отдельно по 3 субшкалам:
- Школьная тревожность
- Самооценочная тревожность
- Межличностная тревожность
Это позволяет выявить наиболее проблемные сферы, вызывающие повышенную тревогу у конкретного ребенка.
Шкала личной тревожности Прихожан - надежный и валидный инструмент
За годы применения методика доказала свою надежность и валидность. Уровень тревожности по этой шкале коррелирует с такими характеристиками как рассеянность, неуверенность в себе, склонность к переживаниям.
В целом, шкала личностной тревожности А.М. Прихожан является эффективным инструментом скрининговой диагностики тревожных расстройств и выявления дезадаптированных школьников. Полученные с ее помощью данные могут использоваться для проектирования коррекционно-развивающей работы с тревожными детьми.
Результаты опросника, их интерпретация
Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан позволяет количественно оценить выраженность тревожности. Полученные в ходе тестирования "сырые" баллы переводятся в стандартные от 1 до 10. Таким образом, становится возможным установить уровень тревожности испытуемого относительно возрастной нормы.
Выделяется 5 уровней личностной тревожности
Согласно рекомендациям А.М. Прихожан, можно выделить следующие 5 уровней личностной тревожности:
- Чрезмерное спокойствие (0 баллов)
- Норма (3-6 баллов)
- Несколько завышенная тревожность (7-8 баллов)
- Высокая тревожность (9 баллов)
- Явно завышенный уровень (10 баллов)
Методика Прихожан рассматривает высокую тревожность как признак дезадаптации
Как отмечает А.С.Прихожан, высокий уровень личностной тревожности по ее шкале является субъективным маркером психологического неблагополучия ребенка. Людям с завышенной тревожностью свойственны тревожно-мнительные черты характера, склонность к навязчивым переживаниям и страхам.
Данные шкалы используются для разработки коррекционных программ
Результаты тестирования по методике "шкала личностной тревожности" А. М. Прихожан могут применяться школьными психологами для выявления дезадаптированных детей и проектирования для них индивидуальных и групповых развивающих и психокоррекционных программ. Цель таких программ - снижение общего уровня тревожности ребенка, повышение стрессоустойчивости, развитие адекватной самооценки.
Преимущества и ограничения методики
К несомненным достоинствам опросника Прихожан относятся высокие психометрические показатели (надежность, валидность), компактность, простота применения и обработки результатов. В то же время, данная методика не лишена недостатков. В частности, она не позволяет дифференцировать различные виды тревожных расстройств и их причины.
Поэтому для углубленной диагностики целесообразно сочетать ее с другими опросниками и проективными методиками.