Чем гипотеза отличается от закона или теории: основные различия

Наука оперирует такими понятиями, как гипотеза, закон и теория. Часто их путают и неправильно используют как синонимы. Но между ними есть существенные различия. Давайте разберемся, что же они означают в научном мире, в чем их отличия и особенности.

Определение понятий гипотеза, закон и теория

Гипотеза - это предположение, выдвинутое для объяснения каких-либо явлений. Гипотеза носит вероятностный характер и требует доказательств.

Например, существует гипотеза о том, что Земля имеет твердое внешнее ядро и жидкую внешнюю часть.

Закон - это выраженная в форме утверждений совокупность явлений, связанных причинно-следственными отношениями. Закон является доказанным утверждением.

К примеру, закон всемирного тяготения Ньютона описывает силу гравитационного взаимодействия между массивными телами.

F = G*(m1*m2)/r2

Теория - это комплекс научных знаний, представляющий собой систему аргументированных объяснений и предсказаний большого количества фактов. Теория формируется на базе проверенных гипотез и законов.

Ключевой теорией в биологии является теория эволюции Дарвина о естественном отборе и происхождении видов.

Ученые в лесу изучают артефакт

Как формируются гипотеза, закон и теория

Чем гипотеза отличается от закона или теории - это и путями их появления. Гипотеза возникает как предположение, объясняющее научные факты и явления. Ее автором чаще всего является отдельный ученый или небольшая группа исследователей.

Например, Миланкович выдвинул гипотезу о влиянии колебаний орбиты Земли на формирование ледниковых периодов в истории нашей планеты. Это объясняло природу оледенений.

Закон формируется на основе обобщения большого количества научных данных и фактов. Он выражает устойчивые связи и закономерности между явлениями.

Так появился закон Хаббла, выведенный из наблюдений за удалением галактик и связывающий скорость их движения и расстояние между ними.

V = H0 * D

Где:

• V - скорость удаления галактики
  • H0 - постоянная Хаббла
  • D - расстояние до галактики

Теория возникает на основе синтеза многочисленных научных гипотез, законов, данных наблюдений и экспериментов. Она обобщает и систематизирует знания.

Так появилась теория Большого Взрыва, объединившая множество законов физики, данных о реликтовом излучении и других фактов о ранней Вселенной.

То есть гипотеза → закон → теория - это путь развития научного знания от предположения к фундаментальной концепции.

Дневник ученого с гипотезой

Критерии проверки гипотез, законов и теорий

Гипотеза, закон и теория отличаются способами проверки их правдивости и точности.

Гипотеза проверяется путем экспериментальной проверки ее следствий. Если результат эксперимента соответствует предсказаниям гипотезы, то ее обоснованность повышается. Если нет - гипотеза опровергается или уточняется.

Например, гипотеза Вейнберга и Салама была проверена в ускорителях элементарных частиц на БАКе и подтвердилась.

Закон проверяется путем сопоставления с большим числом фактов и данных наблюдений. Чем шире круг подтверждений закона, тем он надежнее.

К примеру, закон Хаббла подтверждается данными о скоростях удаления не только галактик, но и скоплений галактик.

Теория проверяется путем проверки включенных в нее гипотез и законов, а также ее предсказаний. Теория считается достоверной, если ее не удалось опровергнуть длительное время.

Так, теория относительности Эйнштейна прошла многочисленные экспериментальные подтверждения в ХХ веке и не была опровергнута.

Изменение и развитие гипотез, законов и теорий

Доказанность и устойчивость гипотез, законов и теорий может со временем изменяться под влиянием новых открытий и данных.

Гипотезы регулярно пересматриваются, уточняются, а также отвергаются, если они не подтверждаются фактами.

Новые открытия иногда приводят к уточнениям формулировок законов или расширению сферы их применимости. К примеру, после открытия ускоренного расширения Вселенной закон Хаббла был дополнен.

Теории со временем вбирают в себя все больше знаний, расширяясь и углубляясь. Например, открытие физики элементарных частиц привело к дополнениям теории относительности.

Чем гипотеза отличается от закона или теории - стабильностью своего статуса. Гипотезы постоянно проверяются и меняются, законы реже, а теории наиболее устойчивы.

Практические советы по выдвижению гипотез

Чтобы сформулировать хорошую гипотезу, полезно придерживаться некоторых советов:

• Гипотеза должна объяснять некоторую группу фактов и явлений
  • Гипотеза должна быть проверяемой, т.е. из нее нужно уметь выводить следствия для экспериментальной оценки
  • Гипотеза не должна противоречить известным данным и экспериментальным фактам
  • Желательна простота гипотезы и минимум дополнительных допущений

Следует помнить, что гипотез может быть выдвинуто несколько для объяснения одной и той же группы фактов. Главное - предложить гипотезу, соответствующую перечисленным критериям.