Неожиданные открытия часто приходят тогда, когда мы меньше всего их ждем. Однажды молодой математик пытался решить элементарную задачу по делению чисел. Казалось бы, что может быть проще? Но в процессе он натолкнулся на необычный результат деления, который противоречил всему, чему его учили.
Попытка решить простую задачу
Все началось с того, что студент-математик Иван решал задания по теме "Деление натуральных чисел". Это был самый элементарный курс математики, который обычно проходят в начальной школе.
Деление – это действие, посредством которого узнается, сколько раз в одном числе содержится другое. Чтобы проверить деление, необходимо результат умножить на делитель, при правильном исходе должен получиться делимый.
Иван без труда справлялся с примерами вида:
- 6 ÷ 2 = 3;
- 12 ÷ 4 = 3;
- 16 ÷ 2 = 8.
Он понимал, что 6 можно разделить на 2 части по 3; 12 можно разделить на 4 части по 3; 16 можно разделить на 2 части по 8.
"Невозможный" результат деления
Но вот Ивану попался необычный пример:
5 ÷ 2 = 2 остаток 1
Согласно правилам, если при делении получается остаток, значит, делитель не входит в делимое целое число раз. Но Иван знал, что 2 входит в 5 ровно два раза!
"Как такое может быть? - подумал он. - Ведь два умножить на два будет четыре. А для получения пяти не хватает еще одного. Получается, делить пять на два можно только с остатком".
Этот результат казался абсурдным и шел вразрез со школьной программой. Иван решил обсудить странный пример со своим научным руководителем.
На следующий день научный руководитель сказал: "Иван, вы правы. Такой результат деления действительно выглядит странно. Давайте исследуем этот вопрос подробнее".
Поиск объяснения "невозможного результата"
Иван и его научный руководитель стали изучать литературу по теории чисел, чтобы найти ответ.
Они обнаружили, что подобные "странные дроби" были известны еще в Древней Греции. Но математики того времени не придали этому большого значения.
Делимое | Делитель | Частное | Остаток |
5 | 2 | 2 | 1 |
"Любопытно, что никто раньше не пытался как-то объяснить или систематизировать такие дроби", - подумал Иван.
И тут его осенила гениальная догадка! А что, если создать особый раздел математики, где такие "нестандартные дроби" будут нормальным явлением?
Что такое частное чисел в математике?
Чтобы понять суть открытия Ивана, давайте разберемся, что же такое "частное чисел" в математике.
При делении одного числа на другое получается частное - результат деления. Например:
- 8 ÷ 2 = 4;
- Частное чисел 8 и 2 равно 4.
Обычно считается, что при делении делимое должно делиться на делитель без остатка. То есть делитель должен быть кратен делимому.
Однако Иван на примере 5 ÷ 2 = 2 (остаток 1) показал, что этого не всегда происходит. Получается нестандартное, "неправильное" частное.
Но могут ли в математике быть "неправильные" ответы? Иван был уверен, что эти особенные частные тоже имеют право на существование!
Создание системы рациональных чисел
Иван предложил ввести в математику новый тип чисел - рациональные числа. В этой системе дроби вида 5/2 = 2 (остаток 1) считаются вполне нормальным явлением.
Рациональное число можно представить как отношение двух целых чисел - числителя и знаменателя. Например:
- 2/3 - числитель 2, знаменатель 3;
- 5/2 - числитель 5, знаменатель 2.
В системе рациональных чисел при делении может возникать остаток. Этот остаток также записывается в виде дроби.
Таким образом, выражение 5/2 = 2 (остаток 1) преобразуется в дробь:
5/2 = 2 + 1/2
Проверка новой теории на примерах
Чтобы убедиться в работоспособности своей теории, Иван стал проверять "странные дроби" с остатком на более сложных примерах.
Например, он взял трехзначное число 357 и разделил его на трехзначное число 14:
357/14 = 25 (остаток 7)
В обычной математике такой результат считался бы ошибочным. Но в системе рациональных чисел Иван преобразовал его так:
357/14 = 25 + 7/14
И, к удивлению, это выражение работало! Иван с энтузиазмом стал применять свою теорию ко все более сложным примеры на деление.
Доказательство значимости открытия
Чтобы доказать важность своего открытия, Иван опубликовал несколько научных статей по теме рациональных чисел. Со временем его теория была признана математическим сообществом.
Оказалось, что эта система рациональных чисел - это целый значимый раздел математики со множеством прикладных задач.
Благодаря этому открытию появилась возможность решать задачи, которые раньше считались неразрешимыми, - сказал один известный математик.
Новый виток развития науки
После публикации работ Ивана многие математики заинтересовались темой "нестандартных" чисел и дробей.
Вскоре на основе теории рациональных чисел начали развиваться новые разделы:
- Действительные числа;
- Комплексные числа;
- Гиперкомплексные числа;
- Кватернионы;
- Октавы и другие системы.
Это позволило значительно расширить возможности математики.