Чередование гласных в корнях слов: правила и примеры

Чередование гласных в корне слов - распространенное явление в русском языке. Знание правил поможет избежать ошибок при написании слов с такими корнями.

Основные понятия и определения

Корень слова - это его основная значимая часть, которая остается неизменной в словообразовании и словоизменении.

Под чередованием гласных понимается замена одной гласной другой в корне слова или однокоренных словах. Например: вырос - вырасти.

Различают несколько видов чередований гласных в корне:

  • чередование а/о
  • чередование и/е
  • чередование ы/и

Наиболее распространенными корнями с чередованием являются:

  • -клан-/-клон-
  • -скак-/-скоч-
  • -раст-/-рос-/-ращ-

Причины возникновения чередований гласных в корнях слов уходят в историю развития русского языка.

Влияние ударения на чередование гласных

Под ударением пишется гласная а: гарь , загар .

Без ударения пишется гласная о: угореть , подгорелый .

Исключения: изгарь , выгарки , пригарь.

Аналогичное правило действует для корней -зар-/-зор-, -клан-/-клон-, -твар-/-твор-.

То есть, можно сформулировать правило:

  • под ударением пишется гласная в соответствии с произношением;
  • без ударения пишется гласная о.
Ученица записывает в тетрадь примеры чередования гласных

Рассмотрим несколько примеров для корней -гар-/-гор-:

  • гарь, загар (под ударением а)
  • подгореть, угореть (без ударения о)

Аналогично в корне -зар-/-зор-:

  • заря, зарево (ударение на а)
  • зоркий (без ударения зор)

В корне -клан-/-клон- под ударением пишем гласную по произношению:

  • кланяться, поклон (слышим а)

Без ударения пишем о:

  • поклонился, склонение

Влияние суффикса -а- на выбор гласной

В корне -лаг-/-лож-:

  • Если нет суффикса -а-, пишем лож-: предложение
  • Если есть суффикс -а-, пишем лаг-: полагать

Аналогично в корне -кас-/-кос-:

  • Без -а- пишем кос-: коснуться
  • С -а- пишем кас-: прикасаться
Классная доска с примерами чередующихся гласных

Влияние конечной согласной корня

Рассмотрим влияние конечной согласной в корне на примере чередований -раст-/-рос-/-ращ-.

  • На конце с пишем ос: водоросли
  • На конце ст/щ пишем а: расти, ращение

Зависимость от лексического значения

Приведем чередование, где на выбор гласной влияет смысл слова.

Корень -равн-/-ровн-:

  • -равн- в значении "равный": сравнить
  • -ровн- в значении "прямой, гладкий": выровнять

Тренировка навыков

Для закрепления рекомендуем выполнить упражнения на подбор нужных гласных в корнях слов. Например, вставить пропущенные буквы:

в_рос, в_ращенный, п_ложение, пр_коснуться, з_рница, з_рево.

Потренируйтесь в образовании слов с чередующимися гласными от одного корня. Например:

Раст - ращение, растить, вырасти

Клан - кланяться, поклон, поклонник

Методы запоминания правил

Чтобы легче запомнить правила чередований, можно использовать разные мнемонические приемы.

Например, придумать короткие фразы или ассоциации:

  • "Гарь только с а под ударением"
  • "Ложь без -а-"

Также полезно составлять опорные схемы и таблицы с примерами для разных групп чередований.

Анализ типичных ошибок

Самые распространенные ошибки при написании корней с чередованием:

  • Неправильный выбор гласной в безударном положении
  • Несоблюдение исключений из правил
  • Смешение разных видов чередований

Рассмотрим типичные ошибки на конкретных примерах.

1. Неправильный выбор гласной в безударном положении.

Например, неверное написание слова "подгАрелый" вместо "подгОрелый". Здесь не учтено правило о гласной О в безударном положении в корне -гор-.

2. Несоблюдение исключений.

Ошибкой будет написание "зОревать" вместо "заревАть". Хотя обычно в корне -зор- пишется О, слово "заревать" - исключение.

Упражнения и тренировки

Чтобы избежать типичных ошибок, рекомендуется регулярно выполнять упражнения на правописание корней с чередованием.

Полезно составлять таблицы, аналогично приведенным в этой статье, и заполнять их своими примерами слов с разными видами чередований.

Полезные ресурсы по теме

Для дополнительного изучения рекомендуем следующие источники:

  • Статьи и упражнения на образовательных сайтах
  • Видео-уроки на YouTube
  • Проверочные тесты и диктанты
Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.