Система "ПОТОК" ГИБДД: что это такое?

Система "Поток" ГИБДД - загадочное название, которое часто мелькает в новостях и разговорах водителей. Что же это такое и зачем оно нужно на наших дорогах? Давайте разберемся!

1. Что такое система "Поток" ГИБДД и для чего она нужна

Система "Поток" - это аппаратно-программный комплекс, предназначенный для контроля за дорожным движением. Основная цель системы - повышение безопасности на дорогах и снижение аварийности. Система "Поток" была разработана российской компанией "РОССИ" в начале 2000-х годов. После внедрения этого комплекса в крупных городах России уровень аварийности снизился на 30%.

Таким образом, система "Поток" ГИБДД нужна для автоматизированной фиксации нарушений правил дорожного движения. Это позволяет повысить дисциплину на дорогах и сделать вождение более безопасным.

Видеокамера и радар системы Поток

2. Как устроена система "Поток" ГИБДД

Система "Поток" состоит из нескольких компонентов:

  • Видеокамеры, установленные на опорах или кронштейнах;
  • Радары для измерения скорости;
  • Датчики движения;
  • Центр сбора и обработки данных.

Все эти элементы объединены в единую сеть, которая может быть как стационарной (например, камеры на опорах в черте города), так и мобильной (комплексы на базе автомобилей).

Информация от датчиков поступает в центр сбора данных, где проходит автоматическую обработку. Затем при обнаружении нарушений формируется уведомление в ГИБДД.

Система "Поток" выпускается в нескольких модификациях:

  • "Поток-ПДД" - для контроля за соблюдением ПДД;
  • "Поток-Д" - мобильный вариант для патрулирования;
  • "Поток-М" - передвижной пост ГИБДД;
  • "Поток-С" - стационарный комплекс;
  • "Поток-Паркинг" - для контроля доступа.

3. Как работает система "Поток" ГИБДД

Принцип работы системы "Поток" довольно прост. Установленные на дорогах камеры автоматически сканируют государственные регистрационные знаки проезжающих мимо автомобилей. Эта информация сравнивается с базами данных, и при совпадении с розыском формируется оповещение.

Как именно определяется превышение скорости? Несмотря на распространенное заблуждение, в системе "Поток" нет датчиков движения. Скорость рассчитывается исходя из времени, за которое автомобиль проехал от одной камеры до другой. Если расчетное значение оказывается выше разрешенного на данном участке дороги, фиксируется нарушение.

Благодаря радиолокационным радарам система "Поток" может также отслеживать загруженность дороги, среднюю скорость потока и другие важные параметры движения.

4. Какие нарушения фиксирует система "Поток" ГИБДД

По умолчанию камеры системы "Поток" выявляют два вида нарушений:

  • Превышение установленной скорости движения;
  • Наличие автомобиля в розыске (по госномерам).

Однако возможности комплекса гораздо шире. При доукомплектовании системы дополнительными датчиками и камерами она может фиксировать:

  • Проезд на запрещающий сигнал светофора;
  • Выезд на полосу встречного движения;
  • Игнорирование дорожных знаков;
  • Нечитаемые или закрытые госномера.

Таким образом, при соответствующем оснащении система способна контролировать соблюдение практически всех правил дорожного движения в автоматическом режиме. Это существенно облегчает работу инспекторов ГИБДД.

5. Может ли система "Поток" ГИБДД автоматически штрафовать водителей?

Несмотря на широкие возможности по фиксации нарушений, система "Поток" не может автоматически оштрафовать водителя или лишить прав. Принятие решения о наказании - исключительная прерогатива сотрудника ГИБДД.

Роль комплекса "Поток" заключается в сборе фото- и видеофиксации и передаче этих данных инспекторам ДПС. Уже сотрудники ГИБДД анализируют полученную информацию и принимают решение о дальнейших действиях в рамках закона. Такая схема исключает возможность ошибок и необоснованного наказания.

6. Как водители могут "обмануть" систему "Поток" ГИБДД

Самый простой и законный способ избежать фиксации нарушения системой "Поток" - соблюдать правила дорожного движения. Если не превышать скорость, не выезжать на встречку и не игнорировать разметку и знаки, поводов для беспокойства не будет.

Однако некоторые водители прибегают и к хитростям. Распространенный способ - использование радар-детекторов, определяющих места установки камер комплекса "Поток". Но применение таких устройств запрещено, да и эффективность их невелика.

Другой прием - заклеивание номеров специальными пленками и покрытиями. Однако такая маскировка госномера влечет штраф или даже лишение прав. Так что обмануть систему "Поток" в легальной форме практически невозможно.

7. Мобилизация и система "Поток" ГИБДД

В связи с объявлением частичной мобилизации в России в СМИ появилась информация, что система "Поток" якобы будет использована для розыска и задержания уклонистов от призыва в армию. Однако эта информация не соответствует действительности.

Представители ГИБДД опровергли, что комплекс "Поток" будет применяться для поиска уклонистов. Это выходит за рамки функционала системы.

"Поток" не имеет доступа к данным о призывниках и не может автоматически определять военнообязанных граждан по госномерам автомобилей. Если инспектор ГИБДД и задержит такого гражданина, то уже по результатам личной проверки документов, а не данных из системы "Поток".

8. Срок хранения информации в системе "Поток" ГИБДД

Один из вопросов, который интересует многих водителей: как долго хранятся данные о нарушениях ПДД, зафиксированных системой "Поток"? Согласно нормативным документам, срок хранения такой информации в базе данных комплекса составляет 30 суток.

По истечении этого периода сведения о нарушениях, не переданные сотрудникам ГИБДД, автоматически удаляются из системы. А вот данные о выписанных по факту нарушений штрафах хранятся в электронном виде в течение 5 лет.

9. Где установлены камеры системы "Поток" ГИБДД

Камеры и другие элементы системы "Поток" можно встретить на автомагистралях и в черте крупных городов. Чаще всего комплексы устанавливают на участках с повышенной аварийностью, с неудовлетворительной пропускной способностью, а также там, где наблюдаются систематические нарушения ПДД.

Как правило, точные адреса расположения оборудования системы "Поток" не разглашаются. Однако некоторые неравнодушные автовладельцы самостоятельно картографируют места установки камер и публикуют эти данные в интернете.

10. Система "Поток" на трассах

Одно из основных назначений комплекса "Поток" - контроль за соблюдением ПДД на загородных трассах федерального значения. Именно здесь чаще всего фиксируются серьезные нарушения - превышение скорости, выезд на полосу встречного движения, проезд на запрещающий сигнал.

Благодаря автоматической системе контроля удается предотвратить многие аварии и снизить тяжесть последствий ДТП на трассах. По данным ГИБДД, после установки комплексов "Поток" аварийность на российских трассах снизилась на 20-25%.

11. Зарубежный опыт применения систем контроля дорожного движения

Аналоги российской разработки активно используются и за рубежом. Например, в США применяется система Redflex, в Германии - Traffistar SR520. Такие комплексы позволили существенно снизить аварийность на дорогах западных стран.

В чем преимущество отечественной системы "Поток"? В первую очередь, в адаптации к российским условиям и климату, а также более выгодной цене по сравнению с зарубежными аналогами.

12. Перспективы модернизации и развития системы "Поток"

Совершенствование системы "Поток" идет по нескольким направлениям. Это внедрение новых алгоритмов распознавания на основе технологий искусственного интеллекта, расширение зоны покрытия, увеличение числа камер.

В перспективе планируется интегрировать комплекс "Поток" с другими информационными системами - базами данных МВД, ФНС, МФЦ. Это позволит расширить функционал и повысить эффективность контроля за дорожным движением.

13. Размещение комплексов "Поток" на дорогах общего пользования

Системы автоматической фиксации нарушений ПДД могут устанавливаться как на автомагистралях федерального значения, так и на дорогах общего пользования в черте города. При этом есть некоторые особенности.

На городских улицах комплексы "Поток" чаще всего размещают на опасных перекрестках, участках с повышенной аварийностью, в местах большого скопления пешеходов.

14. Особенности работы системы "Поток" в ночное время

Ночью интенсивность движения на дорогах снижается, поэтому и объем фиксируемых нарушений уменьшается. Тем не менее, система "Поток" продолжает функционировать круглосуточно.

В ночные часы чаще выявляются такие нарушения, как превышение скорости, вождение в нетрезвом состоянии. Камеры с инфракрасными датчиками позволяют вести наблюдение даже в темноте.

Монитор оператора системы Поток

15. Точность системы "Поток" в различных погодных условиях

Комплекс "Поток" адаптирован для надежной работы в российских климатических условиях. Видеокамеры оснащены системами подогрева и очистки объектива, что позволяет им функционировать даже в сильный снегопад или дождь.

Тем не менее, погодные условия могут негативно влиять на четкость изображения и снижать точность распознавания госномеров. Поэтому в таких ситуациях данные тщательно проверяются оператором перед вынесением решения.

16. Применение системы "Поток" для контроля платных дорог

В последнее время комплексы "Поток" все чаще используются для автоматизации систем взимания платы на платных автотрассах.

Установленные над полосами видеокамеры распознают госномера проезжающих автомобилей, сверяют эти данные с информацией о проведенной оплате и фиксируют нарушителей, проезжающих без внесения платы.

17. Применение системы "Поток" в коммерческих целях

Информация из системы "Поток" предоставляется исключительно государственным органам, прежде всего ГИБДД. Коммерческое использование этих данных запрещено.

Тем не менее, некоторые частные фирмы пытаются незаконно монетизировать информацию из "Потока", предлагая автовладельцам за определенную плату сверить данные об их автомобилях в системе и выяснить, не значатся ли они в базе нарушителей.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.
Новости и общество
Новости и общество
Новости и общество