Знание терминов "уменьшаемое" и "вычитаемое" помогает глубже понять процесс вычитания чисел. Давайте разберемся в их значении и роли при решении математических задач.
1. Основы вычитания чисел
Вычитание - это арифметическое действие, обратное сложению. С его помощью от одного числа отнимают столько единиц, сколько их содержится в другом числе.
Например, на столе лежало 9 конфет, 5 из них съели. Чтобы узнать, сколько конфет осталось, надо из 9 вычесть 5:
9 - 5 = 4
Для обозначения вычитания используется знак минус (-), который ставится между числами:
13 - 7 = 6
Это означает, что из 13 нужно вычесть 7.
Вычитание подчиняется двум основным свойствам:
- Нельзя вычесть из меньшего числа большее
- Если вычесть 0, число не изменится
Существует два способа выполнения вычитания. Можно найти сумму слагаемых, а затем вычесть одно из них. Или вычесть сначала первое слагаемое, потом второе.
Вот таблица примеров вычитания чисел от 1 до 10:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
2. Три важных термина
При вычитании используются три важных термина:
- Уменьшаемое - число, из которого вычитают
- Вычитаемое - число, которое вычитают
- Разность - результат вычитания
Например, в выражении 9 - 5:
- 9 - уменьшаемое
- 5 - вычитаемое
- 4 - разность
Сама запись 9 - 5 тоже называется разностью. Ее можно прочитать: "Разность девяти и пяти равна четырем".
Рассмотрим еще пример:
7 - 3 = 4
Здесь 7 - уменьшаемое, 3 - вычитаемое, 4 - разность.
3. Правила нахождения неизвестного компонента
Зная значения этих терминов, можно найти любой неизвестный компонент:
- Разность находится выполнением вычитания
- Чтобы найти уменьшаемое, надо сложить вычитаемое и разность
- Чтобы найти вычитаемое, нужно вычесть разность из уменьшаемого
Например, чтобы найти неизвестное уменьшаемое:
? - 5 = 7
Складываем:
7 + 5 = 12
Значит, уменьшаемое равно 12.
А чтобы найти неизвестное вычитаемое:
15 - ? = 9
Вычитаем:
15 - 9 = 6
Значит, вычитаемое равно 6.
4. Применение правил в практических задачах
Давайте разберем применение терминов уменьшаемого и вычитаемого при решении практических задач.
Например, текстовая задача:
В коробке было 10 карандашей. Из них взяли 5 карандашей. Сколько карандашей осталось в коробке?
Чтобы решить эту задачу, нужно выполнить вычитание. По условию:
- 10 - уменьшаемое (общее количество карандашей)
- 5 - вычитаемое (взятое количество)
Вычитаем:
10 - 5 = 5 (карандашей)
Получаем, что в коробке осталось 5 карандашей.
5. Формирование математической речи
Знание терминов уменьшаемого и вычитаемого помогает формировать математическую речь.
Рассмотрим задание:
Запишите выражение с уменьшаемым 7 и вычитаемым 3.
Используя термины, записываем:
7 - 3 = 4
Или задание:
Составьте равенство, если уменьшаемое на 5 больше вычитаемого.
Записываем подходящее выражение:
10 - 5 = 5
6. Развитие логического мышления
Знание точных математических значений терминов уменьшаемое и вычитаемое развивает логическое мышление.
Например, дано условие:
Уменьшаемое на 7 больше вычитаемого.
Логически рассуждая, можно сделать вывод, что если к вычитаемому прибавить 7, то получится уменьшаемое. Таким образом, если вычитаемое равно 5, то уменьшаемое будет 5 + 7 = 12.
7. Примеры использования терминов
что такое уменьшаемое вычитаемое в математике применяется при решении задач, например:
- На дереве было 9 яблок. 3 яблока упали. Сколько яблок осталось? (9 - уменьшаемое, 3 - вычитаемое)
- Катя купила журнал за 35 рублей и дала продавцу 50 рублей. Сколько рублей сдачи получила Катя? (50 - уменьшаемое, 35 - вычитаемое)
Таким образом, знание терминов уменьшаемого и вычитаемого помогает решать математические задачи.
8. Развитие вычислительных навыков
Знание терминов уменьшаемого и вычитаемого помогает развивать практические вычислительные навыки.
Например, при решении примеров типа:
13 - ? = 7
Ученик должен понимать, что 13 - это уменьшаемое, а 7 - разность. Чтобы найти вычитаемое, нужно выполнить вычитание:
13 - 7 = 6
Значит, вычитаемое равно 6.
9. Формирование вычислительных навыков
что такое уменьшаемое вычитаемое в математике способствует формированию прочных вычислительных навыков.
Например, при выполнении устных и письменных вычислений типа:
57 - 24 =
Ученик должен понимать, что 57 - уменьшаемое, 24 - вычитаемое. Это поможет правильно выполнить вычитание и найти верный ответ.
10. Подготовка к решению задач
Знание терминов готовит к решению текстовых задач, например:
В классе было 25 учеников. 6 учеников заболели. Сколько учеников осталось в классе?
Чтобы решить эту задачу, нужно понимать, что:
- 25 - уменьшаемое (общее количество учеников)
- 6 - вычитаемое (заболевших учеников)
Тогда решение:
25 - 6 = 19 (учеников)
Ответ: 19 учеников осталось в классе.
11. Развитие логических способностей
Знание понятий уменьшаемого и вычитаемого способствует развитию логических способностей учащихся.
Например, при анализе выражений типа:
? - 15 = 10
Ученик должен понимать, что 10 - это разность, 15 - вычитаемое. Чтобы найти уменьшаемое, нужно выполнить сложение:
10 + 15 = 25
Развитие таких логических умозаключений укрепляет мыслительные способности ребенка.
12. Формирование вычислительных навыков
Знание терминов помогает формировать прочные вычислительные навыки.
Например, при решении примеров:
57 - ? = 32
Ученик должен понимать, что 57 - уменьшаемое, 32 - разность. Чтобы найти вычитаемое, нужно вычесть:
57 - 32 = 25
Такие упражнения вырабатывают навыки вычитания.
13. Развитие математической речи
Использование терминов развивает математическую речь учащихся.
Можно предлагать задания типа:
Составьте и запишите математическое выражение, если уменьшаемое на 9 больше вычитаемого.
Ребенок должен составить и записать, например:
15 - 6 = 9
Это упражняет в использовании специальной математической терминологии.
14. Формирование абстрактного мышления
Изучение понятий уменьшаемого и вычитаемого способствует развитию абстрактного мышления учащихся.
В отличие от конкретных предметов, эти термины обозначают абстрактные математические сущности. Работа с ними приучает мыслить абстрактно.
Например, при анализе выражения:
? - n = k
Ребенок должен понимать, что ? - уменьшаемое, n - вычитаемое, k - разность. Это развивает способность к абстрактному мышлению.
15. Развитие творческих способностей
Применение терминов в нестандартных ситуациях развивает творческие способности.
Можно предлагать задания:
Придумайте интересную задачу со словами "уменьшаемое", "вычитаемое".
Выполняя такое задание, ребенок тренирует творческое мышление и воображение.
16. Подготовка к изучению алгебры
Знание терминов готовит к дальнейшему изучению алгебры.
В алгебре используются буквенные обозначения величин. Умение оперировать абстрактными понятиями уменьшаемого и вычитаемого облегчает восприятие алгебраических выражений.
Так закладывается база для дальнейшего успешного изучения математики.
17. Развитие словесно-логического мышления
Работа с терминами уменьшаемого и вычитаемого развивает словесно-логическое мышление учащихся.
Можно предлагать задания типа:
Определите, какое из чисел является уменьшаемым, а какое - вычитаемым в выражении:
12 - 8 = 4
Выполняя такие упражнения, ребенок учится логически устанавливать связи между математическими понятиями на основе их словесных определений.
18. Формирование вычислительных навыков
Знание терминов формирует прочные навыки вычислений.
Например, при решении примеров:
48 - ? = 23
Ученик должен понимать, что 48 - уменьшаемое, 23 - разность. Чтобы найти вычитаемое, он вычитает:
48 - 23 = 25
Такие упражнения вырабатывают устойчивые вычислительные навыки.
19. Контроль усвоения знаний
Понимание терминов позволяет оценить уровень усвоения знаний по теме.
Можно использовать контрольные вопросы:
- Что называется уменьшаемым при вычитании?
- Что такое вычитаемое?
- Как называется результат вычитания?
Ответы покажут, насколько хорошо ученики усвоили изученный материал.